Что такое «Элегия»? Думаю, находкинец, не задумываясь, ответит: «Это наш местный литературный клуб». Шоком, наверное, для многих в Находке станет весть о том, что популярное объединение творческих людей на грани закрытия...
«Элегия» – это сборники с гутмановскими строками:
«В провинциальном городке,
А если точным быть – в Находке,
Что мог бы в качестве наколки
Весь уместиться на руке... »
Это камин, в котором всегда потрескивают поленья, это вечера для школьников, на которых звучат произведения местных авторов, это легенды о чжурчженях, увлекательно изложенные местными писателями. Это книжки твоего соседа по лестничной клетке, это сборники стихов, в которых изображены ты, твои дети или твой дядя. «Элегия» – это то, что делает Находку Находкой, а не одним приморским городком.
Станислав Кабелев, член Союза писателей России, и Дина Усатая, руководитель клуба, около десяти лет с 9 до 17 по будням (по средам с 9 до 21) ведут работу с местными писателями, поэтами, художниками, туристами, чтецами, музыкантами и т. п. , не получая за это ни копейки... Станислав Владимирович даже шутит: «Элегию» спонсирует Пенсионный фонд. То есть Дина Владимировна и Станислав Владимирович получают пенсию и свои деньги отдают на хозяйственные расходы клуба. Средства от продажи своих книг Кабелев также вкладывает в «Элегию».
Сейчас, не побоюсь этого слова, все писатели и поэты Находки (а в провинциальном городке, как известно, пишет стихи каждый пятый, если не каждый второй) попали под пресс «Примтеплоэнерго». Посудите сами: общих расходов на тепло в декабре прошлого года было 10 тысяч, в январе этого – 12, в феврале – 12, в марте – 8, в апреле – 4. С января 2008 элеговцы заплатили около 80 тысяч рублей. Шестого мая был арбитражный суд, на котором присудили клубу выплатить около 25 тысяч рублей. В целом на «Элегии» повис долг – 40 тысяч рублей. А всего в этом году на тепло нужно будет где-то изыскать около 70 тысяч рублей на хозяйственные нужды.
– Мы неоднократно обращались в «Примтеплоэнерго» с просьбой отключить нас от теплоснабжения, но нам ставят заведомо невыполнимые условия. При отключении мы бы не страдали. Температура зимой 10-18 градусов. Недостаток тепла компенсируется камином, который мы оплачивать в состоянии, – говорит Станислав Кабелев.
Чем знаменита «Элегия»
Клуб был создан в 1970 году. В «Элегии» состоит около 100 поэтов и писателей. Вообще около 300 членов. В клубе выросло семь членов Союзов писателей и один – Союза фотохудожников. Не стоит сбрасывать со счетов тех писателей и поэтов, которые регулярно за свой счёт выпускают книги и проводят литературные вечера. Анна Тарабрина, активистка клуба, только в этом году провела более 30 творческих встреч с жителями города. Постоянно выпускаются альманахи, газета, сборники. За последние пять лет члены «Элегии» на свои средства издали около 40 книг.
Три раза в месяц по субботам и воскресеньям клуб проводит краеведческие экспедиции по городу и краю. Известный во Владивостоке писатель Сергей Крившенко однажды заметил: «Мы должны признать, что литературный центр сместился из Владивостока в Находку... »
Станислав Кабелев не может назвать на Дальнем Востоке ни одного клуба формата «Элегии». Я, как человек, знакомый с творческой средой Владивостока, замечу, что здешние литобъединения функционируют по принципу: раз в неделю (а кто и реже) собрались, почитали стихи, раз в год - пять лет выпустили сборник... Такого, чтобы литератор мог прийти в любой момент, принести свои вирши... Не скажу, что нет. Аналог, разве что, местное отделение Союза писателей.
Но владивостокский союз вряд ли по активности членов может сравняться с «Элегией». Помню, в 2006 году, когда автора полюбившейся в Находке повести «Родня» Николая Тертышного принимали в Союз писателей, Александр Ткачук, председатель местного отделения Союза, отрапортовал: «Мы в этом году провели 54 встречи с жителями края». На что поднялся Станислав Кабелев и заявил:
– У нас, в Находке, на каждого поэта-писателя приходится по десять встреч в год, а Анна Тарабрина вообще провела 75.
И это не удивительно. Каждый, кто пишет (даже если не пишет, а просто хочет подышать воздухом творчества), может прийти в клуб и быть услышанным.
Для детей «Элегия» дважды организовывала конкурс «Путь на Парнас». Его итог – выпустили две газеты, посвящённые конкурсу, и нашли пять-семь очень способных ребят.
– В планах у нас начать занятия с детьми. Но эту деятельность пришлось приостановить. Мы не можем дать надежду ребятам, когда стоим на грани закрытия, – говорят Станислав Кабелев и Дина Усатая.
Кстати, о занятиях с детьми. Да, «Элегия» не специализируется на юношеском творчестве, но если в клуб пришёл подросток или студент, перед его носом никто не станет захлопывать дверь. Дети членов клуба и просто ребята, которым есть, что прочитать, приходят в «Элегию» и наравне с маститыми литераторами организовывают вечера, печатаются в сборниках. Кто-то быстро перегорает, а для кого-то с «Элегии» начинается творческий путь.
Ещё при Викторе Гнездилове, бывшем мэре Находки, муниципальные власти дали клубу помещение и согласились не брать арендную плату. Теперь клуб перерос статус просто общественной организации, для его полноценной деятельности необходимо запланировать в бюджете 190 тысяч рублей. Но элеговцам не до хорошего. Хотя бы 90-100 тысяч рублей в год может спасти клуб (а ведь это меньше, чем ежемесячная зарплата Игоря Пушкарева). Также хотелось бы, чтобы предусмотрели две штатные единицы сотрудников. Содержание «Элегии» стоит слишком дорого для двух пенсионеров. Станиславу Владимировичу и Дине Владимировне надоело пахать на голом энтузиазме.
– Каждое утро я начинаю с того, что мою полы. Если не хотите платить мне как работнику культуры, платите, хотя бы как уборщице, – шутит Станислав Кабелев.
Кроме того, я от них не раз слышала: «Мы не вечны, клуб надо будет на кого-то оставить». Преемник руководителей есть, но это женщина, которой далеко до пенсии, она работать бесплатно не сможет.
Творческая элита Находки просит людей, находящихся во властных структурах города и края, посодействовать клубу. Я знаю, вы, чиновники, скажете: «Собирайте взносы». Собирают. Кто чем может, помогают. Этих денег не хватает. Кроме того, что такое взносы?
Человек приходит в известный литературный клуб со своим творчеством. Естественно, он думает, что он гений и то, что он принёс, стоит, как минимум, миллион. Дальше он сталкивается с критикой коллег по перу (вместо ожидаемых восторгов), провалами (и успехами) при выступлениях на публике. Ему ещё надо отстоять (а чаще, сформировать) свой стиль. Многие на этом этапе сходят с дистанции. По этим законам живёт каждый творческий коллектив. И если этому начинающему литератору предложат внести, скажем, 1000 рублей, так он вообще обидится и уйдёт. Или хороший поэт заплатить взнос не может, а богатый дядя пишет ерунду, но готов платить. Что останется клубу, талант гнать поганой метлой, а графомана поддерживать из-за денег?
У каждого города своё лицо. И черты этого лица, по моему убеждению, определяет искусство города. В Москве оно коммерческое, глянцевое, кричащее. Во Владивостоке – молодёжное, эпатажное, неформальное. В Находке – провинциальное, спокойное, воспевающее красоты и специфику города. Это то искусство, которое нужно именно находкинцам.