«В жизни нужно заниматься тем, что приносит удовольствие. А в искусстве так тем более»
Сергей Семендяев не нуждается в особом представлении. Если попытаться изобразить картину культурного мира Бердянска, то, безусловно, фигура известного карикатуриста будет на ней едва ли не самой заметной. Его работы смешат, поднимают настроение и подчас заставляют совершенно под другим углом смотреть на простые и, казалось бы, абсолютно понятные и привычные вещи. В то же время близкие друзья Сергея Семендяева знают: человека, который дарит окружающим улыбки, насмешить практически невозможно.
– Сергей Константинович, что же такое карикатура? Искусство или просто веселые картинки?
– Искусство или не искусство? Тяжело сказать. У каждого свое мнение на этот счет. Знаете, я как-то выставлял свои работы в музее в российском Орле. В огромном городе нет ни одного карикатуриста. Поэтому для местных жителей это было что-то новое и безумно интересное.
Так вот, как-то ко мне подошел очень известный художник, обладающий множественными наградами, званиями и достижениями, и говорит: «Это не искусство. Извините, Сергей Константинович, но ваши работы к изобразительному искусству не имеют ровным счетом никакого отношения. Я не знаю, что это такое, как его назвать, но в то же время я просто в шоке. Это незабываемо».
И по форме, и по содержанию современная карикатура значительно отличается от своего первоначального вида. Раньше она преследовала только цель рассмешить. Теперь же она больше затрагивает философские темы, самые острые проблемы современного общества, заставляет людей задуматься.
– Но все-таки большинство людей воспринимают карикатуру как графическое проявление юмора. И считают, что ей недоступны серьезные, философские, религиозные темы. И случаи с карикатурами на пророка Моххамеда или недавние изображения в корейских изданиях, связанные с терактами в Московском метро, вызывают негативный общественный резонанс. Каково ваше отношение к подобным вещам?
– Ну, в принципе, я тоже считаю, что карикатура определенных вещей пока не должна касаться. Той же трагедии в метро. Тема животрепещущая, можно даже так выразиться, интересная. Но с юмором она никак не должна пересекаться.
– Как становятся карикатуристами?
– Этому нигде не учат. Я в свое время занимался и графикой, и иллюстрированием книг. Но со временем это все отошло в сторону, и я сосредоточился на карикатуре. Мне это нравится. Вообще в жизни нужно заниматься тем, что нравится, приносит удовольствие. А в искусстве так тем более. Я не делаю что-то на потребу, не стою на панели, не продаю пейзажи. Мне это просто неинтересно. Творить нужно не для того, чтобы продать. Творить нужно прежде всего для себя.
– Не подсчитывали, сколько примерно карикатур вы уже создали?
– Я не веду подсчет. Но их не так-то и много. Есть художники, которые могут выдавать по пять-шесть рисунков за день. Я сторонник того, что нужно брать качеством, а не количеством. За неделю могу придумать один-два образа. А сколько мне потребуется времени для того, чтобы реализовать идеи, сложно даже сказать. По-разному получается.
– У вас есть излюбленная тема?
– Моя любимая тема – трагедия маленького человека. Сейчас она одна из самых популярных во всем мире. Бомжи, нищие, обездоленные люди со своим внутренним миром. Не знаю, почему, но большинство моих мыслей и идей, которые потом воплощаю в рисунках, связаны именно с ними.
Стараюсь не использовать политику. Она мне неинтересна. Хотя куда сейчас от нее денешься? В некоторых моих работах она присутствует.
– Какими личными наградами вы особенно гордитесь?
– Пожалуй, главное мое достижение – это один из первых призов на всемирно известном Габровском Биеннале в 2008 году. Также значимые награды я получил на фестивале в Болгарском Пловдиве и конкурсе «DICACO», который проходил в Южной Корее.
– Сергей Константинович, Вы уже давно преподаете в художественной школе. Ваши воспитанники интересуются карикатурой?
– Нет. Вообще не интересуются. Я бы не сказал, что тут нужно иметь какой-то дар. Требуется какое-то необычное, нестандартное отношение к жизни, такое ее восприятие.
Знаете, довольно часто на конкурсах карикатур побеждают откровенно слабые с художественной точки зрения работы, в которых присутствуют просто глубочайшие мысли. Они вызывают куда больший восторг, чем потрясающе исполненные, но вместе с тем пустые по смыслу рисунки,
Я вам скажу, что и во всей Украине совсем немного карикатуристов. В нашей ассоциации что-то около 30 человек. Вот мы и соревнуемся постоянно между собой.
– А в общем, интерес к карикатуре со стороны социума растет?
– Несомненно. Я это чувствую даже по своим выставкам. У меня их было всего две. Так вот вторая вызвала гораздо большую заинтересованность.
Да и отслеживая тенденции во всем мире, могу вас заверить, что живые рисунки приобретают с каждым годом все большую популярность. Чуть ли не ежегодно сейчас во многих странах начали открываться новые фестивали, на которые организаторы не жалеют ни средств, ни времени.
– Вы сотрудничаете с рядом украинских юмористических изданий. В том числе ваши работы появляются в журнале «Перец». А в местной прессе печатаетесь?
– Нет. Не потому, что не хочу. Просто предложений не поступает.
– Откуда берете вдохновение?
– На этот вопрос я и сам себе ответить не могу. Бывает, что мысли приходят и с утра, и глубокой ночью. А когда стараешься выжать что-то из себя, заставить придумать сюжет – почти никогда ничего не получается.
– У вас есть творческая мечта?
– Да какая мечта? Работать, участвовать в выставках, путешествовать по миру, общаться со своими коллегами. Победы во всевозможных конкурсах? Я считаю, что это второстепенно. Хотя, если будет так получаться, тоже хорошо.
– Бердянск – очень специфический город. Да и люди в нем живут колоритные. Могли бы вы сейчас составить классический, на ваш взгляд, портрет бердянца?
– Интересно. Ну это, наверное, стоящий на берегу моря, улыбающийся босоногий рыбак, в тельняшке, кепочке и поддернутых штанах. С веслом, пивом и сухой рыбой в руках. Примерно так.
Хотя это всего лишь один из образов. Бердянск и люди, живущие в нем, действительно очень разные.
– Сергей Константинович, поговаривают, что, несмотря на присутствующий в ваших работах юмор, сами вы смеетесь крайне редко.
– Ну так получается. Меня практически невозможно рассмешить. Когда начинают рассказывать анекдоты – я почти всегда знаю, какое у них будет завершение.
Да и сам я редко стараюсь кого-то устно рассмешить. У меня это проходит несколько в другой форме.
– И все же, не вспомните какой-нибудь случай из жизни, который вас заставил рассмеяться?
– В 2008 году в Бельгии проходил конкурс карикатур под названием «Женщина и спорт». У меня как раз была одна подходящая, но очень давняя карикатура, примерно 10-летней давности. Ее нужно было немного переработать. Она изобразительно устарела и не попадала под мой современный изобразительный почерк.
А потом я почему-то поленился ее переделывать, подумал, что все равно ничего не выиграю. Ну и каково было мое удивление, когда в Интернете я увидел свою тему. Простое совпадение, но рисунок был просто один к одному с моим. Его автор и стал победителем конкурса и получил за карикатуру 1000 долларов. Тогда я очень сильно смеялся. Правда, над собой.
– У вас есть любимые произведения, персонажи?
– Безусловно. Персонаж – это Швейк. Авторы – Ильф и Петров. Это классика юмора.
– Кстати, в своих работах вы предпочитаете использовать юмор или сатиру?
– Юмор. Хотя порой юмор и сатиру безумно тяжело отделить друг от друга. Да и восприятие других людей порой рождает такие подтексты, о которых автор изначально и не задумывался.
– Вы никогда не выбирали героями своих работ известных в Бердянске людей?
– Я довольно часто делаю дружеские шаржи. Но это ведь совсем другое. А в карикатурах я местных деятелей не изображаю.
– Спасибо за интересный разговор. Творческих вам успехов!