Церкви, подобные КАЗАНСКОЙ, встречаются часто в Калужской, Московской, Ярославской и других областях. Это вполне определенный, сложившийся в начале XVII столетия двустолпный тип здания, образовавшийся в результате поисков новых конструктивных приемов перекрытия больших площадей и освобождения внутреннего пространства от дополнительных опор для сводов. Как правило, такие церкви строились большими и высокими, иногда на подклетах, с одним или двумя приделами.
Подобные памятники удивляют многообразием декоративных возможностей, которое умели извлечь зодчие из кирпича. Пышное развитие декора - характерная черта архитектуры XVII столетия, результат естественного paзвития предшествующего периода, когда храм стал для верующего не местом, а объектом поклонения. Самое же яркое пятно в декоре - керамические изразцы. Казанскую церковь украшает целый пояс, проходящий под кокошниками, из цветных изразцов с головками херувимов.
Внутреннее пространство церквей, вроде Казанской, всегда неожиданно. Массивно-тяжелые снаружи, они просторны и высоки внутри. В Казанской церкви Торопца к тому же применен оригинальный прием перекрытия храма. Две арки, переброшенные со стен на высокие восьмигранные столбы, поддерживают своды и световую главку, которая поставлена в центре, между столбов, и опирается в свою очередь на ступенчатые арочки. Такая конструкция, впрочем, не нова. Она освобождает внутреннее пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах позволяет хорошо осветить верхнюю часть храма. Когда-то Казанскую церковь венчали пять глав. Четыре глухие декоративные главки, стоявшие по углам, не имели никакого значения для интерьера. Снаружи же они логично завершали всю композицию массивного здания.
В отличие от Казанской церкви СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ более традиционного типа - четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Она значительно меньших размеров и менее интересна внутри. Но зато снаружи - это один из примеров "дивного узорочья" конца XVII века.
Своеобразны венчающие верх четверика храма кокошники. Обегая по карнизу фасада, они ломаются на углах пополам, украшая одновременно два фасада. Под кокошниками помещены вставки из многоцветных поливных изразцов. Но на них изображены не херувимы, а двуглавые орлы. Мастера, украшавшие здание, рассматривали керамическую плитку как яркое цветовое пятно на фасаде. Поэтому со стороны, выходящей на реку и не види¬мой с улицы, некоторые плитки перепутаны, сохраняя лишь красочный ритм декоративного пояса. Обрамление окон и порталов близко к Казанской церкви. Отдельные детали повторяют убранство последней. Все пристройки Спасо-Преображенской церкви - результат поновлений после пожаров. Верхний ярус колокольни представлял особый интерес и напоминал колокольню Иоанно-Предтеченской церкви, но был более высоким и стройным. Формы этой колокольни, по-видимому, и легли в основу последующего торопецкого зодчества.
Строительная деятельность торопчан в конце XVII - начале XVIII века мало что дала нового для истории русской архитектуры. У истоков местного зодчества мастера не "мудрствовали лукаво", пользовались хорошо знакомыми, готовыми образцами, повторяя известные, повсеместно возводимые на Руси. Но уже в этих постройках начинают проглядывать отдельные черты, которые впоследствии разовьются и станут излюбленными в городе.