Самодержавию оказались не по вкусу ни темперамент энергичного буржуа, ни компетентность просвещенного технократа. А вот и Ленинградский вокзал. Здесь была открыта первая российская железная дорога, и, по мере того как движение по ней развивалось, она как будто стала каналом, по которому к старой, развенчанной столице перетекали силы, сделавшие ее после революции законной наследницей не только Санкт-Петербурга, но и Константинополя.
В эти годы не осуществляются коренной переворот и перестройка — старая среда окружается кулисами, предпринимаются попытки вмешательства в нее, обнаруживающие большое драматургическое мастерство и способность устраивать широкомасштабные зрелища с несомненным эффектом. Это неистовое, дерзкое посягательство на площади и пространства города, овладение ими. Так понимал происходившее и Маяковский: Довольно грошовых истин. Из сердца старое вытри.
Основные опорные и исходные точки легко устанавливаются. Это так называемый институт Каменевой, т. е. Всесоюзное общество культурных связей с зарубежными странами (ВОКС), которое согласно путеводителю, изданному этим учреждением в 1925 г., располагало двумя отделениями — во 2-м Доме Советов, т. е. в гостинице «Метрополь», и еще одним в Народном комиссариате иностранных дел (Кузнецкий мост, 5/15, 5-й подъезд, квартира 60).
Утопия абстрактна. Она выражает больше, чем может вмиг постичь предметное мышление, и больше того, с чем оно может справиться. Эта слабость позже сыграет роковую роль для нее и для революционной романтики, а руководство захватят организаторы аппарата, знатоки деталей. Изменяются поверхности, а не структуры — более глубокое изменение придет только с «революцией сверху».
Речь идет не о фиксации необычайного, сверхамбициозного. Не о заигрывании с чем-то оригинальным или насмешке с элитарных позиций над теми, кто привык к картинкам в иллюстрированных журналах или проспектах туристических бюро. Картинка имеет собственную ценность в сравнении с текстом — если она должна давать доказательства, каких не дает текст, значит, текст слаб.
Трамвай в известной степени движется над толпой, рельсы ведут его к предписанной цели, он не в состоянии отклониться от своего пути и поэтому имеет нечто вроде права преимущественного проезда. Некий аристократический пережиток, дистанцирующийся не только от массы автомобилей, пожирающих масло и бензин, но и от перевозки слепых пассажиров под землей.
Да и публика другая — без узлов и тюков, с одними дорожными сумками, нет сидящих в ожидании толп, помещение наполняют звуки целеустремленных шагов, и статуя Ленина в середине зала, напоминающая о переезде Советского правительства в Москву в марте 1918 г., кажется какой-то потерянной. Это московский вокзал, но с тем же успехом его можно назвать «кусочком» былой столицы, образчиком ее темпов, теперь, конечно, замедлившихся, ее манер.
До них еще не добрались модернизация, санирование или реставрация. В Москве нас встречает и собственное прошлое, консервируемое здесь в первую очередь не благодаря внимательному отношению, а вследствие бездействия. Русский капитализм, отстававший от своих конкурентов, обставлял город с темпераментом новичка, у которого все еще впереди, и со всеми красотами русского модерна — чрезмерными, даже болезненно ипертрофированными.
В промежуточных мирах достаточно часто заходит речь о диссидентстве: иногда потому, что на сей счет что-то сказали по радио, или потому, что разговор застыл на мертвой точке, и редко собственно ради того, чтобы сказать что-то важное об общественной обстановке, в которой живешь.
АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ПРИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ БОГАДЕЛЬНЕ Ольгинская наб. (Красноармейская наб., квартал строящейся гостиницы «Интурист») 14 января 1882 года городская дума решила приспособить под новую богадельню каменный двухэтажный дом, некогда принадлежавшей Екатерине Нарбут, купленный у нее городом в 1873 году под солдатские казармы и наконец-то освободившийся от воинского постоя, а также построить при нем отдельную часовню.
Вот что сообщает о древнем Псковском монастыре В.В.Зверинский:»Петропавловский-Серектин или Сереткин и Сироткин, мужской, ныне погост Серетинский Псковской губернии и уезда в 3 верстах к северу от Пскова. Упоминается в летописи под 1299 годом. Существовал в 14 веке, в 1386 году в нем был игумен Матфей. С 1682 года в нем жил на покое архиепископ Псковский Арсений, умерший в 1684 году. В 1764 году оставлен на своем содержании, но вскоре упразднен.
Он приехал в Псков в 1955 году и сорок лет прожил в городе, который стал ему родным. Родился Борис Степанович в 1921 году в Петрограде в семье инженера-дизелиста завода «Русский дизель» Степана Владимировича Скобельцына. Мать ? Софья Ивановна, в девичестве Авакова, подарила армянскую красоту детям: Алле, Владимиру, Глебу, близнецам Борису и Кириллу. (Глеб и Кирилл погибли, защищая Ленинград в 1942 г.).
НИКОЛАЙ ФОМИЧ ОКУЛИЧ-КАЗАРИН. СПУТНИК ПО ДРЕВНЕМУ ПСКОВУ. (первое издание ? Псков, 1911г) «Спутник по древнему Пскову» был подготовлен к XV Всероссийскому Археологическому съезду в Новгороде. Впервые книга была издана в 1911 году, переиздание последовало в 1913 году. При написании «Спутника» были использованы различные исторические документы, в том числе свыше девяноста литературных источников.
Кремль. Приделы: Александра Невского; Всеволода-Гавриила Псковского; Серафима Саровского, княгини Ольги; Казанской Божией Матери. Издревле Троицкий собор был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Для Псковичей он имел тоже значение, что Софийский собор для Новгородцев. Воинственный клич: «постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Святой Троицы.
Самовластие богачей стало причиной повышения цен на продовольствие, из-за которого страдали не только «меньшие» люди, но и служивые. Проведение мероприятий по внешней политике русского руководства послужило накалом обстановки. По Столбовскому миру, заключенному в 1617 году, Швеции достались Ижорская и Карельская земли, люди, проживающие там, были подвержены неимоверному гнету со всех сторон. Народ массового переходит на русскую сторону.
В 1537 г. здесь была сооружена деревянная церковь во имя свв. Жен Мироносиц, а в 1547 г. ? каменная. Место это издревле называлось скудельницами», т. е. местами погребения умерших во время моровых поветрий. Ныне это кладбищенская церковь. Церковь длиною 8 саж., шириною 10,08 саж. Прежде была покрыта на 8 скатов, теперь же имеет обычную 4-хскатную железную крышу. Западный и северный фасады имеют трехдольные деления неодинаковой величины: левые деления уже правых.
Гостиница бизнес класса. Old Estate Hotel & SPA. www.oldestatehotel.com. Верхне-Береговая ул., 4. Псков, Псковская область. 8 (811) 279-45-45. ГОСТИНИЦА «ПИЛИГРИМ» тел/факс 62-24-90. Адрес:г. Псков, Крестовское шоссе, д.86. сайт www.myhotelpiligrim.ru. Двух-, трех- и четырехместные функциональные номера с приятным интерьером вмещают 40 человек. Современные санузлы и душевые кабины, а также холодильники находятся в блоках по два номера.
А.Н.Векшинский родился в городе Порхове в семье мирового судьи, учился в Псковском реальном училище. Уже во время учебы в училище у него появилась склонность к рисованию. Затем учеба в Петербургской академии художеств на архитектурном отделении, которое он заканчивает в 1886 году с золотой медалью и правом на четырехлетнюю заграничную поездку. Однако семейные обстоятельства не позволили ему продолжить обучение за границей.
Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1485 году преп. Саввой Крыпецким среди непроходимых болот, в 22 км от Пскова. Местоположение монастыря в древних грамотах определяет как: «в Псковской земле, в Псковском уезде, в Бельской засаде, в Торошинской губе». В 1487 году права вновь основанного монастыря были официально подтверждены на Псковском вече «по совету с посадниками, боярами и всем псковским народом».
Спасская ул. (Детская ул., 3) Подворье принадлежит Спасо-Елеазаровскому монастырю. В книге «Прошлое г. Пскова» г. Гедимина указано, что церковь выстроена в 1494 г. Архитектура церкви весьма простая и бедная. Длина церкви 11 с. 2 арш., ширина 5 саж., высота 4 саж. Особенностью ее служит каменное крыльцо в три пролета, на толстых столбах, с сомкнутым сводом и распалубками. На нем помещается звонница, превращенная позднейшею переделкой в шатровую колокольню.