Церковная память усвоила святителю Григорию имя «Троического богослова», и это не случайно; всю свою жизнь святитель посвятил не только борьбе с ересями, но и созерцанию Пресвятой Троицы, что было пределом и сердцевиной всей жизни его души
"Дорогие братья и сестры! Наступило время Рождественского поста Христианская жизнь - это подвиг непрерывного и постоянного совершенствования, иными словами, делание, направленное на восстановление союза с Богом, разрушенного грехом, который есть нарушение воли Божией и через своеволие, исполнение человеком воли лукавого", - говорится в Слове о Рождественском посте Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, ректора Тобольской православной духовной семинарии, текст которого опубликован на сайте Тобольско-Тюменской епархии
Как уже было отмечено, роль римского первосвященника в жизни Вселенской Церкви в значительной степени неоправданно преувеличивалась до главенства и контроля папы над всеми поместными Церквами Из года в год, из поколения в поколение позиция римского престола становилась все более и более непримиримой
Занимаясь библеистикой, должно бы ограничиться только святоотеческой письменностью и трудами церковных ученых, чтобы впитывать чистую и живительную благодать Святого Духа, внимая одному только голосу Церкви и ограждая себя от чужого голоса (Ин. 10, 5). Однако, все чаще книги, выходящие из–под пера светских исследователей, писателей и переводчиков, представляют собой недобрые плоды влияния этого голоса. Это особенно проявляется в новых переводах Священного Писания, которые столь распространились в последнее время усилиями сотрудников Библейских обществ.
Далее в «Декрете» отмечается, что Восточные Церкви обладают сокровищницей, из которой Западная церковь черпала многое в области богослужения, духовного предания и канонического права. «Надо также оценить по достоинству, что основные догматы христианской веры о Святой Троице и Боге-Слове, были определены на Вселенских Соборах, проходивших на Востоке».
Размышление о смысле жизни Имя преподобного Исаака Сирина, который жил во второй половине VII века, хорошо известно каждому христианину Личность и миросозерцание преподобного Исаака всегда были дороги православному человеку
Обозначив, насколько это было возможно, то, как учил святитель Григорий Богослов об Ипостасях Святой Троицы, необходимо определить, что он подразумевал под термином ????? (сущность), и какое отношение она имеет к Лицам Святой Троицы. Можно ли приписать Сущности Бога конкретное, реальное бытие или считать ее общим понятием – находящим свою реализацию в Ипостасях Отца, Сына и Святого Духа, по выражению святителя Григория Богослова, «самосущно существующих».
Подводя итог рассмотрению нововведений Второго Ватиканского собора, раскрытых им в «Догматическом постановлении о Церкви» и «Декларации о нехристианских религиях», необходимо еще раз обратить внимание на принципиальные, догматические, основания спасения человеческой души в христианстве: единственный и истинный путь ко спасению предлагает человечеству Евангелие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, которому должен следовать человек, чтобы прийти к Богу, обрести Царство Небесное и наследовать вечную жизнь
В апостольских писаниях и в писаниях святых отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой греховной плотской скверны, а также здравие ума и души. “По своему этимологическому составу греческое слово “целомудрие” указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека”. То есть в широком смысле “целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей”.
Сущность милосердия, по учению святого Исаака, состоит в сострадании и жалости сердца ко всем чувствующим созданиям Божиим, а заслуга и достоинство – в самопожертвовании для других: “Милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин худого с ним обращения, тому не воздает злом, и кто достоин доброго воздаяния, того преисполняет с избытком”.
Одним из характерных состояний высшей молитвы, описываемых некоторыми подвижниками – мистиками, является экстаз или изумление Это состояние сопровождается потерей сознания, забвением обо всем окружающем, выходом ума (души) из тела
В результате грехопадения человек потерял способность боговедения, чистого лицезрения божественной Славы, уподобившись тем самым, заблудившемуся слепцу. Не желая погибели человеку, Господь на протяжении всей истории, подавал отпавшим Свою помощь, посылая праведных людей, которые, живя среди народа, возвещали им волю Божию.
В одноименном разделе II Ватиканского собора говорится следующее: «Способствовать восстановлению единства между всеми христианами – одна из главных задач Священного Вселенского Второго Ватиканского Собора
Даосизм предложил принципиально иной подход к проблеме смысла человеческого существования Если Конфуцианство предлагало непосредственное человеческое вмешательство в процесс жизни, ее обустройства, то основатель даосизма Лао-цзы (604-517 гг
«Верую... в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»,- такими словами исповедует единство Святой Церкви вся полнота православного мира. От основания Церкви до наших дней единство Веры заключается в соборности, чему ярким подтверждением служат Апостольский Собор (51) и Вселенские Соборы.
В святоотеческой литературе большое значение придается “памяти смертной” как одному из главных аскетических деланий “Как хлеб, - говорит святой Иоанн Лествичник, - необходимее всякой другой пищи, так мысль о смерти нужнее всякого другого делания”
С объединением Востока и Запада под властью одного христианского императора впервые появилась возможность созыва Вселенского Собора. Передавать историю этого Собора полностью мы не будем, скажем только о его действиях, имеющих тесную связь со святителем Афанасием.
Святой и великой по благодати Божией Церкви Александрийской и возлюбленным братьям в Египте, Пентаполе, Ливии и во всей поднебесной епископы, со бравшиеся в Никее и составившие святой и великий Собор, желают всякого блага о Господе
Вызовы глобализации крайне болезненно сказались на России. «Россия, - как говорит главный научный сотрудник Института философии РАН Валентин Иванович Толстых, - сейчас находится в национальном кризисе который, связан не только (и не столько! ) с преодолением социально-экономической отсталости, … но и с крушением … прежней системы ценностей. Но в этом плане российский кризис является лишь особой, наиболее острой формой проявления общего духовного кризиса человечества». Россия переживает настоящую драму мышления, как бы застрявшего между прошлым и будущим, в муках рождающего новые подходы и идеи мироустройства.