Справедливо считая Торопец важнейшим форпостом и пограничной крепостью на западных рубежах России во времена Средневековья и Нового времени, мы не всегда задумываемся об истоках крепостного строительства в этой земле.
А ведь начало оборонного зодчества и складывание образа жизни, ориентированного на обеспечение личной безопасности и сохранности имущества, включая домашний скот, за счет укрытия за крепостными стенами, восходит к началу раннего железного века, т. е. к первой половине и середине 1 тыс. до н. э. Другими словами, первые крепости в Торопецкой земле, причем дошедшие до нас в виде многочисленных могучих, поражающих воображение городищ, стали сооружать почти за две тысячи лет до первого упоминания Торопца в летописях. Если учесть, что Торо¬пец имеет самую раннюю письменную дату среди всех исторических городов нынешнего Тверского края, то нельзя не оценить проектное мышление наших далеких предков, проявившееся так рано и ярко.
Как мы догадываемся, столь грандиозные инженерные работы не были ни развлечением на досуге, ни, с другой стороны, проявлением животного страха перед неведомой и неотвратимой опасностью. Инженерной мыслью и действиями строителей двигал голый практицизм: необходимо было гарантированно защитить себя, соплеменников и нажитое богатство от возможного уничтожения. Опыт показывал, что пренебрегавшие этим расплачивались самим существованием рода. А такую цену за "авось" платить не хотелось.
Полумерами также обойтись бы не удалось, поскольку потенциальный враг был весьма искусен в осадных делах. Так что городки возводились достаточно неприступными, и ради этого приходилось идти на очень значительные временные и физические затраты. Конечно, сам холм, вершина которого обустраивалась как жилая площадка, имел природное происхождение, а вот его приспособление под проживание и нужды обороны было делом рук обитателей. Холм должен был быть достаточно (но не чрезмерно) высоким; иметь вершину, выравнивание которой давало ровную площадку около 1000-1500 кв. м; склоны, которые могли быть эскарпированы (т. е. подрезаны) для усиления неприступности; располагаться близ водоема. Кроме того, хо¬зяйство скотоводов нуждалось в пастбищах, которые не должны быть сильно удалены от крепости. Высотой и эскарпированными склонами защита не ограничивалась, главные укрепления были представлены системой кольцевых или сегментных рвов и валов, а также деревянными стенами в виде частокола и городен. Вход был один, к нему вела серпантином узкая тропа, ворота укреплялись и охранялись особенно тщательно. В городке проживали в среднем 30-80 человек, жили тесно, уступая основную площадь в центре загону для скота. Но такая теснота была в основном лишь ночью, так как днем в теплое время скот выгоняли, а люди вели хозяйственную деятельность также вне стен городка. К городку мог примыкать неукрепленный посад.
Насыщенность тех или иных территорий лесной зоны Русской равнины населением в раннем железном веке была далеко не одинаковой. Скажем сразу, что Торопецкая земля и ее ближайшая округа заметно выделялись в этом отношении: городков и селищ было много, и объяснялось это, прежде всего, двумя обстоятельствами: разветвленностью водных дорог и хорошими травостоями в долинах многочисленных рек и озер запада Валдайской возвышенности, служившей кормовой базой для домашнего скота.
Укажем на закономерности расположения известных по археологическим разведкам городищ в бассейне Торопы. Большинство из них открыты в 1949-1953 г.г. ленинградским археологом Я. В. Станкевич или обследованы ею по материалам Псковской губернской ученой архивной комиссии, собранным в конце XIX - начале XX в. Несколько городищ открыты тверским археологом В. М. Воробьевым в 1980-1990-х г.г.
Заметных правых притоков у Торопы нет, поэтому она выходит на западе к водоразделу с бассейном Ловати практически своим собственным течением (правые притоки - это ручейки протяженностью в несколько километров). Таким образом, городища на самой Торопе и ее правобережью - это и фактории на главной дороге, и крепости у главного внутреннего водораздела балтийского склона между бассейнами Западной Двины и Ловати.
Попробуем мысленно двигаться вверх по течению Торопы от ее устья до истока, фиксируя городища раннего железного века (впрочем, некоторые из них были обитаемы и позднее, в средневековье) и пытаясь дать разумное объяснение их топографии. Первые два из них - Юшково и Старая Торопа - как бы отбивают своим местоположением границу между нижним и средним течением Торопы, принадлежа нижнему течению и будучи тесно связаны с её левобережьем и озерными системами в нём. Кроме того, городище Юшково блокирует вход и выход из озера Шнидкино - последнего крупного проточного озера на Торопе. Следует заметить, что нижнее течение Торопы противолежит на западе бассейну еще одного притока Западной Двины - Жижицы, заселенному в то время близкородственным населением. Это обстоятельство, а также сильная заболоченность и труднопроходимость междуречья не создавали необходимости в устройстве здесь пограничных крепостей.
Наиболее насыщено городищами раннего железного века среднее течение Торопы. Первое из них Митьково находится на правом берегу небольшого притока Торопы реки Пески, фиксируя первый переход между Торопой и бассейном Ловати. Городище Михайловское расположено на юго-западном берегу оз. Заликовье, близ выхода из него Торопы. Оно, с одной стороны, контролировало этот вход/выход, а с другой - замыкало на себя второй переход на Торопу из бассейна Ловати, с верховьев Добши (кстати, по ту сторону водораздела на оз. Добшо также находится городище раннего железного века).
Третье городище на правобережье выявлено у д. Ляпуново, в верховьях Обжи, единственной речки, впадающей в Торопу справа. Оно примыкает к полосе водораздела и также противолежит городищу Добшо. Вниз по Обже дорога вела к тому месту, где уже около тысячи лет стоит столица этого края - город Торопец. На городищах Привалье и Кривит и на селищах на территории города в разное время была найдена керамика раннего железного века, поэтому не будет слишком смелым предположением мысль о том, что в основе двух этих известных средневековых городищ-кремлей лежат небольшие укрепленные поселения предшествующей эпохи - раннего железного века. Уверен, что дальнейшие раскопки этих городищ дадут неопровержимые свидетельства в пользу данной гипотезы.
Близ вхождения Торопы в оз. Соломено, на ее левобережье, находится самое знаменитое из верхнедвинских городищ - Подгай. Городище было приурочено к очень маленькому озеру, как бы слегка спрятавшись на его берегу чуть в стороне от большой дороги по Торопе.
На северном берегу большого оз. Кудинского, проточного на Торопе, расположено городище Заречье. Оно занимает мыс полуострова, вдающегося в озеро в южном направлении, и контролирует практически все его побережье.
Но самая уникальная ситуация наблюдается в районе впадения Торопы в оз. Яссы - самое верхнее из крупных проточных озер на этой реке. Здесь у деревень Городок и Ахромово находятся пять городищ раннего железного века, а чуть севернее, на оз. Стрежино, еще одно. Мне не известна по археологической литературе такая концентрация синхронных друг другу городищ этой эпохи ни в одной другой местности не только России, но и всей планеты. Объяснения здесь могут быть только экономико-географического характера. Здесь проходит граница между верхним и средним течениями Торопы, причем среднее течение с его тройной петлей изгиба реки и пятью очень крупными проточными озерами не имеет аналогов в Верхнем Подвинье по хозяйственной привлекательности для рыболовов и охотников, вариативности направлений внутренних коротких, маятниковых миграций населения, интересам торговых взаимоотношений.
В верхнем течении Торопы открыты два городища раннего железного века: Жельно и Лучки. Участок течения Торопы между озерами Стрежино и Жельно также был зоной интенсивных культурных и торговых связей и противостояний. На это указывают несколько городищ на берегах озер Самин и Ручейское по другую сторону водораздела, в непосредственной близости от него городища Чистое, Некрашово и Косилово. Небольшие раскопки на городище Косилово и шурфы на двух других городищах выявили мощные культурные слои, превышающие порой 1 м. По этому волоку связь Торопы реализовывалась уже с бассейном Сережи, самого крупного притока Куньи.
Городища Жельно и Лучки в верховьях Торопы являются как бы зеркальным отражением упомянутых выше городищ Юшково и Старая Торопа в нижнем течении главной реки. Они являлись ядром довольно заметного озерного микрорайона, включающего, помимо множества малых водоемов, крупные озера Жельно, Ладомиро, Боровно и Городно, и контролировали широкую окружающую территорию вплоть до истока Торопы. Этому микрорайону противолежит за водоразделом крупнейшее на западе Тверской области оз. Наговье, принадлежащее бассейну р. Сережи, на берегах которого из¬вестны два городища раннего железного века.
Заметных левых притоков Торопы шесть: Улиница, Вертла, Морожа, Завля, Любутка, Лобница. Улиница близ своих истоков соседствует с правобережьем Западной Двины. Городищ там пока не найдено, а на двинской стороне открыты городища Западная Двина и Старина на правобережье Западной Двины, городище Фофаново на оз. Ракомле. В нижнем течении Улиницы, на берегу протоки между оз. Савинское и Бенцы, расположено городище Барузда, контролировавшее местную озерную систему, максимально приближенную к течению Торопы.
На левом берегу Вертлы расположено городище Пятиусово, содержательно связанное с городищами Юшково и Старая Торопа на главной реке.
Очень перспективна для археологических исследований р. Морожа с озерами в ее бассейне, относящаяся к среднему течению Торопы. Пока не найдены городища на большом Грядецком озере. Но известно городище на оз. Глубоком, открыто небольшое, но очень хорошо укрепленное городище на южном берегу оз. Сельского, близ левого берега Торопы, видимо, контролировавшее вход в систему Морожи.
Нет сведений о городищах в бассейне Завли, зато на берегу оз. Маслово, что на водоразделе Морожи и Завли, крепость раннего железного века найдена и обследована. А на ручье Кезино, на водоразделе Завли и Любутки, известно большое и хорошо укрепленное городище Брищи, связанное с примыкающим с запада микрорайоном Городок - Ахромово. Уникальную озерно-речную систему представляет собой р. Любутка, протекающая через 14 русловых озер. Обстоятельных археологических разведок на их берегах не было, но даже одна локальная разведка А. В. Мирецкого выявила городище у д. Гостилиха. Эта озерно-речная система относится уже к верхнему течению Торопы и коррелирует с городищами Жельно и Лучки на главной реке.
В бассейне Лобницы городища пока не найдены, хотя перспективны на этот счет побережья озер Лобно, Коростинское, Сельцы. Зато по другую сторону водораздела, на берегах озер Тюховское и Бросно, выявлены и описаны шесть городищ раннего железного века, что указывает на интенсивные контакты в этой части двинско-торопского междуречья.
Наш краткий обзор показывает, насколько насыщенной была хозяйственная жизнь, внутренние и внешние торговые и культурные связи населения бассейна Торопы в конце эпохи первобытности, что заложило надежную основу для расцвета торопецких земель в древнерусское время, основания города Торопца и формирования Торопецкого княжества, сыгравшего значительную роль в судьбе нашей Родины.
В. ВОРОБЬЕВ,
доктор культурологии, заведующий кафедрой истории и теории культуры ГАСК, г. Тверь.