Тяга буксирного судна — показатель, характеризующий эффективность использования мощности при выбранных основных элементах корпуса и движителей. Чем более они соответствуют назначению буксирного судна, тем выше его тяговые показатели на заданном режиме работы. Для количественной оценки тяговых качеств буксирного судна на разных скоростях его работы (от швартовного режима до скорости свободного хода) выполняются соответствующие расчеты и строится паспортная диаграмма.
С развитием буксиростроения и дифференциацией буксирных судов на узкоспециализированные классы решение данной задачи должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к буксирным судам в зависимости от их класса. Например, для буксиров-кантовщиков, работающих в основном на режимах, близких к швартовному, естественно нужно стремиться обеспечить наибольшую величину тяги на швартовах. Относительное снижение скорости свободного хода при этом не столь важно, так как последняя обычно ограничивается условиями и правилами работы судов данного класса в порту. Наоборот для линейных буксиров толкачей необходимо в первую очередь обеспечить высокую тягу при значительной скорости буксировки. Получение удовлетворительных тяговых показателей или, что-то же, обеспечение проектируемому судну нужной буксировочной кривой достигается главным образом за счет выбора наиболее эффективного для данного случая типа движительно-рулевого комплекса и его элементов. Например, применение в качестве движителей ВРШ дает возможность полностью использовать мощность главного двигателя и получать тягу на гаке во всех режимах работы, отличных от расчетного, более высокую по сравнению с таковой на однотипных буксирных судах, оборудованных ВФШ.