Вот уже год, как в Бердянске работает филиал «Союза потребителей Украины в Запорожской области». Чем занимается данная организация? Наш разговор на эту тему – с председателем Бердянского филиала «Союза потребителей», членом коллегии Бердянской райгосадминистрации Геннадием Белогуровым.
– Наш филиал работает в пределах Бердянска и Бердянского района, – рассказывает Геннадий Викторович. – Основной задачей Союза является разъяснительная работа среди потребителей и предпринимателей, участие в комиссии по предпринимательской деятельности бердянского горисполкома. Совместно с областным управлением по делам защиты прав потребителей, который возглавляет Дмитрий Сухинин, мы выпускаем и распространяем газету «Правозахистник Запорізького краю». А кроме того, задачей Союза является мониторинг общественного мнения в городе и районе по работе предприятий, предпринимателей, коммунальных служб и передача этой информации в областное управление.
– То есть непосредственно «Союз потребителей Украины» проверками не занимается?
– Нет. Но мы собираем и готовим материалы для проверок. Мы занимаемся профилактикой нарушений. Помогаем потребителям, если есть какая-то проблема, и они к нам обращаются. Обычно в таких случаях стараемся уладить конфликт мирным путем. Но если предприниматель не идет на диалог, если он не хочет устранить проблему, в которой покупатель не виноват, мы это берем на заметку, и тогда управление по делам защиты прав потребителей проводит уже всестороннюю проверку.
– Раньше, если у потребителей возникали какие-то проблемы, они шли за помощью в исполком, в отдел по защите прав потребителей. А теперь, получается, люди могут обращаться и к вам.
– Совершенно верно. Проблем в области защиты прав потребителей столько, что работы хватает и нам, и отделу в исполкоме. В принципе, мы занимаемся одним общим делом. Разница только в том, что главная задача отдела по защите прав потребителей – решить ту или иную проблему. Наша задача – помимо этого еще и содействовать тому, чтобы проблем не возникало. Ведь жаловаться и защищать свои права идет далеко не каждый потребитель. Через сбор информации, через подготовку проверок мы боремся за то, чтобы предприниматели соблюдали законы и имели желание не обмануть потребителей, а хотели привлечь их к себе качеством товара и высоким уровнем обслуживания.
– А где можно найти Вас, куда обращаться?
– Телефон бердянского филиала «Союза потребителей Украины в Запорожской области» – 4-74-31. Наш офис находится по адресу: улица Свободы, 99.
– Геннадий Викторович, скажите, где больше встречается нарушений: в продаже продовольственной группы товаров или в промышленной?
– Больше в промышленной. Вот недавний пример. Один из магазинов города, торгующих компьютерной техникой, реализовал свой товар без сертификата. Я обратился в этот магазин, затребовал сертификат. Хозяин вынес мне некий документ. Однако когда я его проверил, оказалось, что этот сертификат аннулирован. И сделано это было потому, что компьютеры, которые поставлялись по данному сертификату, абсолютно «левые» – непонятно откуда, какого качества…. Я понимаю, предпринимателям не нравится, когда их проверяют, еще больше не нравится, когда к ним применяют санкции и штрафуют их. Но тогда и вы уважайте потребителей, хотя бы еще и потому, что независимо от нашей профессии, независимо от рода занятия или ранга и статуса в обществе, мы все являемся потребителями.
А у нас, в нашем городе, не трудно встретить в торговой сети продукты или товары промышленной группы, которые запрещены для реализации.
– Можно привести пример?
– Например, носки «Милано». К реализации они запрещены потому, что неизвестно, из чего сделаны. Или, к примеру, крахмал в расфасовке по 350 граммов в пакетах некоего предприятия «Аромацвет» ЧП Цветков.
А вот вам пример иного рода. Ко мне обратился человек с просьбой защитить его интересы. Оказалось, что бердянский филиал одного из банков взял с него комиссию за мониторинг по кредиту. Вот каково. Банк сам провел мониторинг – проверку кредита, а комиссию за это снял с клиента, хотя он не просил делать этот мониторинг. Но дело даже не в этом. Постановлением Нацбанка брать комиссию за мониторинг кредита запрещено всем банкам в Украине. Естественно, я посоветовал человеку обратиться в суд, помог составить исковое заявление. В итоге Бердянский горрайонный и Запорожский апелляционный суды приняли решение о взыскании с банка незаконно полученных денег в пользу истца.
– А каково вообще наказание за нарушение Закона «О защите прав потребителей»?
– Во-первых, санкция в размере 30% от стоимости реализуемого некачественного товара. Во-вторых, штраф. Суммы серьезные, поэтому выгоднее закон соблюдать.
– При решении проблем между потребителями и предпринимателями понимание с самими предпринимателями удается находить, или нет?
– Реагируют все по-разному. Но те, кто имеет отдел в торговом комплексе или магазин, как правило, идут навстречу. Это объясняется тем, что они, с одной стороны, привязаны к одному месту, а с другой, тем, что многие уже понимают важность репутации и имиджа. Совсем недавно я зашел в один из новых мобильных салонов в центре города. Поинтересовался сертификатами на телефоны. «Без проблем», – ответили мне и предоставили все необходимые бумаги, добавив при этом: «Мы работаем на виду, и нам не нужны проблемы».
Сложнее с предпринимателями, торгующими на рынке. Многие из них не желают выполнять элементарные нормы. Взять хотя бы таблички на рабочих местах с указанием фамилии предпринимателя. Их нет. Человек, покупая что-либо, не знает, у кого он берет товар. И как потом, скажите, защитить свои интересы? Ведь в случае возникновения конфликтной ситуации предприниматели вообще могут отказаться и сказать, что некачественный товар был куплен не у них.
– Что же Вы можете посоветовать бердянским потребителям?
– Во-первых, всегда требовать сертификаты качества, особенно на дорогостоящую технику, хозяйственную утварь, мобильные телефоны. Не стесняйтесь – это ваше право, и продавец обязан предоставлять вам этот документ. Не он вам, а вы ему делаете одолжение, покупая товар.
Не забывайте и о санитарно-гигиенических заключениях. Конечно же, обязательно берите чек и храните его. Это доказательство тому, где, что и когда вы купили.
Ну а перед тем, как пользоваться чем-то, прочтите инструкцию. Ведь если то, что вы купили, пострадает по вашей вине, по причине нарушения правил эксплуатации, то тут вам придется сетовать только на себя. Такой товар вы не вернете и не обменяете. Автор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru