27 ноября в половине седьмого вечера скоростной поезд номер 166 «Невский экспресс», состоящий из электровоза ЧС 200 чехословацкого производства и пассажирских вагонов, изготовленных на Тверском вагонзаводе, отправился от Ленинградского вокзала Москвы, чтобы через четыре с половиной часа без промежуточных остановок доставить 661 пассажира в Петербург.
КРУШЕНИЕ
Взрыв произошел в Бологовском районе метрах в трехстах от остановочной платформы «284 км» и на расстоянии примерно 1,8 км от границы с Окуловским районом Новгородчины. С рельсов сошли четыре последних вагона. Погибло 26 человек и около ста ранены.
По основной версии, причиной катастрофы стал теракт. Мощность заряда, подложенного под рельс возле столба под номером 419, составляла семь килограммов в тротиловом эквиваленте. Второй заряд рванул на следующий день в полутора метрах от первой воронки, но не в полную силу, причинив вред только одному человеку.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
О.п. 284 км - место пустынное, необустроенное, никакого асфальта с перилами. До ближайшей деревни Хмелевки километра два к югу извилистой лесной дорогой. Рядом с платформой на пригорке только бывшая казарма путейцев, в которой теперь живет 78-летняя пенсионерка Елена Голубева. Вагон, сошедший с рельсов, остановился лишь в каком-то десятке метров от жилища пенсионерки.
Бабушка в десятом часу вечера собиралась пить чай и уже нарезала колбасу, как вдруг услышала громкий взрыв. «У меня выпало блюдце из рук, и чашка покатилась, а я не поняла, что происходит», - рассказывала Елена Михайловна. Бабушка чем могла помогла спасателям. К слову, в спасательной операции и ликвидации последствий катастрофы участвовали более трехсот сотрудников МЧС, в том числе 47 тверских. Но инвентарь бабушке не вернули. На ее жалобу сотрудники МЧС обязались возместить нанесенный ущерб и отремонтировать забор. А губернатор обещал помощь в обустройстве земельного участка.
Первую помощь пострадавшим оказали пассажиры и проводники поезда №338 «Санкт-Петербург - Самара». Он двигался навстречу и в момент взрыва пересекал границу областей. Диспетчеры поездной бригады получили радиосообщение о катастрофе и передали его проводникам.
Примерно через час из поселка Михайловское прибыл автобус с медиками лечебно-исправительного учреждения №3 УФСИН России по Тверской области. Группой из 23 человек руководили заместители начальника ЛИУ-3 Константин Шпаченко и Алексей Волков. Сотрудники ЛИУ-3 разделились на четыре группы, в каждой - врач или фельдшер и три-четыре медсестры. Они приехали в сопровождении пожарной машины, которая служила внедорожником, так как дождь размыл грунтовую дорогу, а последние полкилометра преодолели марш-броском.
Медицинским работниками помогали местные жители и уцелевшие пассажиры.
Раненых передавали бригадам «Скорой помощи» центральных районных больниц Бологого, Вышнего Волочка, Удомли, Валдая и Окуловки. Легко пострадавших доставляли в автобусы, а также сопровождали в подошедший электропоезд. Отвозили раненых и в военный госпиталь ЗАТО «Озерный», где находится штаб ракетного соединения.
В Тверской области медицинская помощь оказывалась 47 раненым и пострадавшим, при этом были задействованы 34 машины «скорой помощи». Тверские хирурги успешно провели три полостные операции.
СУББОТА И ВОСКРЕСЕНЬЕ
К полудню на месте крушения «Невского экспресса» раненых уже не осталось, и рабочие Вышневолоцкой дистанции пути ОЖД начали снимать поврежденные рельсы, шпальную решетку и разрушенное полотно. А специалисты Бологовского отделения участка энергоснабжения ОЖД принялись за восстановление контактной сети. К слову, именно начальник ЭЧ-2 этого участка энергоснабжения Олег Панфилов позвонил начальнику ЛИУ-3 Дмитрию Бондаренко с просьбой прислать медицинскую помощь.
По всей округе работала опергруппа из числа сотрудников ФСБ, Следственного комитета, МВД и прокуратуры, но по горячим следам преступников задержать не удалось. Уже ближе к вечеру глава МВД России Рашид Нургалиев сообщил, что на месте происшествия есть улики: «Очень много предметов, которые могут нам дать то направление, по которому мы будем раскрывать это преступление».
Тела погибших и умерших от ран доставили в морг Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, которым руководит Игорь Тарасов. Эта юдоль печали находится на улице Маршала Конева, за корпусами 4-й горбольницы Твери. По данным персонала бюро, сюда были доставлены 23 трупа, а также фрагменты тела петербуржца Андрея Смирнова, к тому времени не найденного.
Судмедэксперты почти двое суток напролет исследовали тела погибших. Не смыкали глаз работники регистратуры и фирмы ООО «Реквием», обслуживающей морг. В ночь на воскресенье они ушли домой в пятом часу утра, но к девяти вернулись, так как начиналась процедура опознания Телефон:
На опознание в Тверь приехали 82 человека из числа родственников и близких: 34 из Москвы, 44 из Санкт-Петербурга и четверо из Удомли. 51-летний Виталий Ковалев работал в Москве и был зарегистрирован как житель Москвы, но в Удомле у него остались вдова, сын и дочь.
Родственников обеспечили проживанием в гостинице «Волга», трехразовым питанием, транспортом, медицинской помощью и связью с оперативным штабом. Скорбная процедура опознания завершилось к 16 часам. Затем тела начали готовить к транспортировке. Тело одного пассажира отправили во Владимирскую область непосредственно с места крушения поезда. В воскресенье четырнадцать опознанных тел самолетом из Мигалова перевезли в Петербург. Тела пятерых погибших транспортировали в Москву. А в понедельник два груза-200 спецтранспортом ушли в Петербург и Подольск.
Заместитель начальника бюро по экспертной работе Александр Романов не видел особых сложностей с проведением экспертизы:
- Все трупы исследованы. Персонал у нас высокопрофессиональный, все эксперты - высшей категории со стажем практической деятельности не менее 15 лет. И самолеты падали, и поезда бились, и все проходит через наши руки. При исследовании травм мы не обнаружили ничего необычного для таких случаев: обширные тяжелые травмы, несовместимые с жизнью. В наше бюро из столичного Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы прибыли четыре человека, тоже делали свою работу. Работа велась в тесной связи со Следственным комитетом и представителями МЧС России.
На вопрос, что явилось причиной смерти пассажиров «Невского экспресса», Александр Романов ответил:
- Механические травмы. Основная масса повреждений возникла от ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твердыми предметами, а также от трения о них. В исследованных трупах не было следов воздействия огня и взрыва.
Недостающие фрагменты тела Андрея Смирнова удалось обнаружить позднее, и в понедельник за его останками из Твери в Бологое вылетел вертолет. Тело погибшего было опознано во вторник 1 декабря.
ДЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ
В понедельник тверской губернатор Дмитрий Зеленин провел пресс-конференцию, на которой отметил слаженность служб оперативного реагирования, благодаря чему количество возможных жертв было сведено к минимуму. А заместитель губернатора Александр Мирошниченко провел аналогию между нынешней трагедией и событиями прошлых лет.
Как известно, первая террористическая атака на «Невский экспресс» была произведена в сентябре 2007 года под Малой Вишерой. Мощность заряда взрыва в тротиловом эквиваленте составляла тогда 2 кг. К счастью, тогда никто не погиб, однако 60 человек получили ранения (кстати, в последнем крушении пострадала девушка, которая и тогда ехала в «Невском экспрессе»).
А 16 августа 1988 года потерпел крушение скоростной поезд №159 «Аврора» сообщением Ленинград - Москва. Это произошло на 308-м километре перегона Березайка - Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской магистрали, примерно в 24 км от места нынешнего крушения «Невского экспресса». Все пятнадцать вагонов сошли с рельсов, а в вагоне-ресторане возник пожар, охвативший весь состав. Погиб 31 человек, более ста получили ранения. Виновником признали дорожного мастера Н. Гаврилова. Его приговорили к длительному сроку заключения.
ЕРЗОВКА
Во вторник утром я приехал на окуловской электричке на 284-й километр. И по шпалам направился в Ерзовку - деревню на берегу живописного озера Зван в Окуловском районе Новгородчины. Места здесь тихие, в ноябре безлюдные. Большая часть домов в деревнях пусты - это летние дачи москвичей и петербуржцев. Удобно прятаться не только в темном ельнике, но и в домах на околице.
Староста деревни, женщина по имени Вера, в тот день уехала в больницу. Но в одном из домов гостил у матери мужчина, которого звали Юрий Михайлович, а в соседней избе живет его сестра. У нее сидел сотрудник ФСБ и что-то записывал, зафиксировал и данные моего редакционного удостоверения. Хозяйка заявила, что в Ерзовке нет дома, в котором видели бы незнакомых людей.
СКОРОСТНОЙ РЕМОНТ МАГИСТРАЛИ
Ремонтные работы велись полным ходом. Правая колея (в сторону Питера) уже была «сшита» короткими 25-метровыми рельсами в отличие от левой, где уложены силовые монолитные рельсы почти километровой длины. Рабочие Вышневолоцкой дистанции пути убирали с откоса поврежденные шпалы, железнодорожная техника на колесах уплотняла гравий и очищала путь. Ремонтировалась и контактная сеть.
- В эти дни мы работали на износ, - сообщил старший механик Бологовской дистанции электроснабжения Андрей Мещеряков. - После катастрофы работали по 26 - 27 часов кряду. Большая организационная нагрузка легла на начальника дистанции Олега Панфилова и его заместителя Александра Лукашина.
В это время появился вертолет Ми-8. Он несколько раз облетел участок ремонта и окрестный лес, который прочесывали люди в камуфляже и с винтовками с оптическим прицелом.
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ДОМ
Я направился в Хмелевку. С дороги среди елей виднелись синяя занавеска, белая подушка и простыня с надписями «Две столицы» в пятнах ржавого цвета. Из деревни, качаясь на ухабах и разбрызгивая лужи, выезжали легковые иномарки столичных телеканалов.
Из первого же дома вышли две доброжелательные селянки, видимо мать и дочь, и поведали, что в Хмелевке незнакомцы не появлялись давно, а в телесюжетах, увиденных накануне, они не признали ни Ерзовки, ни Хмелевки: «Скорее всего, это Лыкошино или Угловка. Где бы в нашей деревне им спрятаться!.. Правда, неподалеку есть труднопроходимая дорога на Боровичи, по ней раньше вывозили лес. Она заросла, но пешком пройти можно».
Староста деревни Нина Васильевна Львова дверей не запирала с рассвета. Входящим гостям она предлагала горячий чай: «Жили тихо, спокойно, никогда дверей не закрывали, и такое горе».
Нина Васильевна отвела меня к заброшенному дому с желтыми наличниками. По ее словам, никто в деревне не видел, чтобы в нем кто-то недавно останавливался, это «обнаружила милиция». То же самое сказала одинокая Нина Михайловна Антонова, проживающая напротив подозрительного дома. Нина Михайловна сильно переживала: «Люди ехали по делам... Ловить надо гадьев!» Сама она не видела никаких террористов, появлялась шпана, но давно.
Подозрительный дом принадлежал хозяевам из Ленинграда. Еще лет шесть-семь назад в нем жили Зина Демидова и Коля Калинин. «Померли лет шесть назад, он вперед, она за ним. И в Ленинграде все померли», - добавила Нина Михайловна.
За околицей начиналась дорога на Березайку. На повороте стоял автомобиль спецроты батальона ДПС Управления ГИБДД по Тверской области. Старший лейтенант Иван Качалов и лейтенант Денис Чубукин помогли мне быстро добраться до Бологого.
Вместо эпилога. Сотрудник пресс-центра ОАО «РЖД» Ольга Бодрякова сообщила нам в среду по телефону, что плановый запуск скоростного поезда «Сапсан» Москва - Санкт-Петербург, назначенный на 18 декабря, не отменяется, все пойдет по расписанию.