В ближайшее время должно стать известно имя победителя проекта "Строим дом своими руками". О том, что двухквартирный дом, спроектированный по новой для Хакасии технологии, достанется одно й из семей еще до завершения его строительства, организаторы проекта заявили в июне. Однако дата розыгрыша главного приза не назначена по сей день, равно как и по-прежнему заморожены работы на объекте. Анализируя вновь открывшиеся факты, наш корреспондент попытался выяснить, почему проект по строительству дома рискует повторить судьбу своего телевизионного аналога.
Сила в правде,
но не в бетоне
Для тех, кто не следит за развитием этой истории, вкратце напомним суть. При содействии молодежной программы главы Хакасии "Альфа" двухквартирный коттедж должен был быть построен в Алтайском районе Хакасии (село Белый Яр), а после путем жеребьевки разыгран между семьями-участниками проекта. Правительство обеспечило проекту мощную медийную поддержку: счастливых участников, задействованных на стройплощадке, регулярно показывали по телевизору. Проект обещал перспективы, поскольку построить таунхаус по технологии "Турин" значительно дешевле, чем из кирпича или бруса, а главное – быстрее.
Обязательства по финансированию и поставке материалов для строительства на себя взяла московская фирма ЗАО "Меттэм – Строительные технологии", обозначив срок сдачи дома "под ключ" в один месяц. Может показаться странным, но начало работ наметили на ноябрь: видимо, уверенность в успехе проекта была настолько высока, что мысли об уходе строительства "в зиму" не допускалось. Однако наступило лето, а дом готов, грубо говоря, только наполовину: в нем нет внутренней отделки, коммуникаций и даже пары пластиковых окон. Где "забуксовал" проект?
В материале "Показательный долгострой", опубликованном в одном из предыдущих номеров, свою позицию высказал генеральный директор ЗАО "Меттэм – Строительные технологии" Сергей Власкин. По его мнению, причина провала – в нецелевом использовании средств местными подрядчиками. "Мы считаем, что имеет место нецелевое расходование денежных средств и недобросовестность со стороны подрядчиков. Получается, деньги просто разворовали", – заявил Сергей Власкин.
С такой точкой зрения оказался категорически не согласен Анатолий Сидоров, до июня 2012 года работавший региональным менеджером "Меттэм" в Хакасии.
– Я тот человек, который на территории Хакасии распоряжался деньгами, материалами и производством работ. Хакасия маленькая, все все видят и все знают, поэтому что-то "разворовать" здесь просто невозможно, – высказался Анатолий Сидоров, назвав слова своего бывшего столичного начальника "московским бесстыдством".
Выразив готовность отчитаться "за каждый шурупчик", Анатолий Сидоров предоставил такое количество документов, что бумаги хватило бы на то, чтобы какое-то время топить печку в многострадальном доме. Печки, правда, проектировщики в здании не предусмотрели, но, как знать, куда повернется проект.
По данным Анатолия Сидорова, переговоры относительно проекта "Дом молодым" начались еще в третьей декаде сентября 2011 года. Первоначально договоренность о том, что расходы и обеспечение материалами берет на себя московский партнер, а правительство Хакасии обеспечивает площадку и находит участников, была достигнута между руководством "Меттэм – СТ" и руководителем администрации главы Хакасии Вячеславом Никоновым. Отталкиваясь от этого соглашения, Анатолий Сидоров начал переговоры с Москвой, а в конце сентября нашел местного подрядчика – фирму "ДСП-11", которая должна была произвести работы по возведению фундамента. Как следует из переписки Анатолия Сидорова и Сергея Власкина, правительство Хакасии обозначило срок, до которого нужно сдать "под ключ": 3 декабря 2011 года. Московская сторона сразу оговорилась, что проект несет определенные риски, что может повлечь минимизацию расходов.
Две декады октября ушли на то, чтобы заключить договор между московским инвестором и подрядчиком "ДСП-11". В итоге, он так и не был заключен, поэтому Анатолий Сидоров заключил договор с "ДСП-11" от лица возглавляемой им компании "Сибирь – Консалт". В середине месяца московская сторона прислала чертежи для строительства. 20 октября было объявлено о начале проекта.
Недодали
В первых числах ноября Анатолий Сидоров обратился к Сергею Власкину с просьбой о денежном авансе в размере примерно 400 тысяч рублей: сметы строительства не были окончательно утверждены, однако возведение фундамента и ряд других неотложных работ необходимо было выполнить до наступления стойких морозов. В ответ московским начальством было предложено поторговаться с "ДСП-11" и уменьшить стоимость работ по фундаменту. 12 ноября из Москвы был получен первый аванс: 250 тысяч рублей. На эти деньги, согласно отчету, отправленному Анатолием Сидоровым в Москву, были произведены работы по фундаменту, закуплены электроинструменты и т.д. В 20-х числах ноября на площадку был доставлен домокомплект, затем собраны каркасы и пробурена скважина. Правда, потрачено было чуть больше: 290 тысяч.
25 ноября Анатолий Сидоров снова обратился к московскому руководству, сообщив о том, что для продолжения работ на объекте руководству "ДСП-11" пришлось задействовать деньги, предназначенные для выплаты заработной платы собственным рабочим. 6 декабря из Москвы был получен еще аванс в размере 150 тысяч рублей, однако сути дела это уже не меняло: строители не уложились в срок до 3 декабря. Как выразился сам Анатолий Сидоров, проект "размазался по тарелке".
Тот факт, что стройка несколько затянулась, заставил уйти со стройплощадки и глав семей-участниц проекта: они участвовали в сборке каркаса здания, для чего брали отпуска без содержания. Теперь приходилось нанимать уже "настоящих" монтажников и не в рамках промо-акции, а за деньги. До конца года Москва выделила еще 340 тысяч, что позволило установить стеновые панели и поставить дом под крышу, но не более. Руководство "Меттэм – СТ", подсчитав расходы, заявило, что до конца года денег выделяться не будет: бюджет проекта не предусматривает.
Кто танцует, а кто платит?
Мытарства вокруг проекта "Строим дом своими руками" продолжились после нового года. В январе организаторы осознали, что главный смыл затеи – показать, как за короткий срок можно построить пригодный для жилья дом – потерпела неудачу. Еще в декабре между сторонами возникли разногласия по поводу того, кто все-таки должен финансировать проект: руководство "Меттэм" заявило о том, что часть финансирования должны взять на себя власти Хакасии. Впрочем, руководитель проекта "Альфа" Мария Тарасова высказала точку зрения правительства: изначально все деньги и стройматериалы, более того, сдача дома "под ключ" – обязательства "Меттэм", а правительство Хакасии обязалось только найти участников, обеспечить информационную поддержку и рекламную кампанию. В итоге, каждый остался при своих интересах.
С 9 января 2012 года никаких работ на объекте не велось, правда, руководство "Меттэм" периодически интересовалось, сколько денег нужно для завершения. По состоянию на начало апреля московские партнеры задолжали подрядчикам приличную сумму: более 300 тысяч "ДСП-11" за работы по фундаменту, 25 тысяч не получила бригада отделочников. Кроме того, как утверждает Анатолий Сидоров, он оплачивал услуги сторожа из расчета 200 рублей в сутки, в результате чего накопилось 12 тысяч рублей.
По словам Сидорова, ситуацию усугублял тот факт, что долг перед "ДСП-11" "повис" на нем и его компании "Сибирь – Консалт", поскольку договор заключался именно между двумя этими организациями. В довершение Анатолия Сидорова освободили от должности регионального менеджера.
Кому счастье достанется
Ближе к лету, когда проект окончательно "забуксовал", местные организаторы стали искать новых инвесторов. Судя по тому, что стройка "и ныне там", успехом затея не увенчалась. В июне было объявлено о том, что имя победителя проекта будет названо до завершения строительства. По словам организаторов, это связано с тем, что строительство затянулось, а семьям надоело находиться в подвешенном состоянии.
Впрочем, определение победителя также затянулось: прошел почти месяц, но фамилия счастливой семьи не известна до сих пор. По официальной версии, одна из пар находилась в отъезде, поэтому собрать всех не было возможности.
По одному из местных телеканалов показали участницу проекта, которая заявила, что ее семья готова сторожить недострой в случае победы. Остальные участники хранят молчание: по крайней мере, попытки связаться с ними в социальных сетях успехом не увенчались.
Хотя в середине июня появилась информация, которая могла заставить участников замолчать в раздумьях: Мария Тарасова рассказала, что компания "Меттэм" готова вернуться в проект. Выходит, что люди получат в подарок дом, осознавая, что дом этот будут "доводить до ума" те же, кто обещал сделать это еще более полугода назад. Перспектива, конечно, не радужная, но не самая ужасная, если учесть, что обычно обещанного три года ждут.