Вчера в Законодательном Собрании прошли публичные слушания по проекту бюджета Тверской области на 2009 год и на плановый период 2010 — 2011 годов. В слушаниях приняли участие депутаты ЗС, руководители областных департаментов и управлений, органов местного самоуправления, представители общественных организаций. Слушания кратким вступительным словом открыл председатель Законодательного Собрания Андрей Епишин. Он отметил, что стратегические направления бюджетной политики связаны с реализацией таких важнейших задач, как повышение уровня благосостояния жителей области; оптимальное финансирование приоритетных направлений развития экономики региона; увеличение налоговой базы и проведение эффективной долговой политики; утверждение практики бюджетирования, ориентированного на результат. Сегодня трудно предугадать, отметил Андрей Епишин, как отразится финансовый кризис на наполняемости доходной части бюджета. Но даже при самом неблагоприятном развитии событий бюджетные обязательства областной власти в социальной сфере будут выполнены в полном объеме.
Проект бюджета верстался в благоприятной обстановке, когда явных проявлений финансового кризиса еще не было. С поправкой на сегодняшнюю экономическую ситуацию проект бюджета будущего года выглядит чересчур оптимистичным. Начальник департамента финансов Тверской области Евгений Зимонт привел в своем докладе основные параметры проекта областного бюджета на 2009 год. Общий объем доходов предусмотрен в сумме 34,3 миллиарда рублей. Общий объем расходов — 38,2 миллиарда рублей. Дефицит областного бюджета — 3,9 миллиарда рублей. В части бюджетных расходов начальник департамента финансов выделил три основных приоритета. Во-первых, бюджет области имеет ярко выраженную социальную направленность. Только фонд оплаты труда работников бюджетной сферы увеличивается на 38 процентов. Во-вторых, средства бюджета будут направлены на реализацию долгосрочных целевых программ (их около четырех десятков). В-третьих, вложения в адресные целевые программы. Теперь уже ясно, признался Евгений Зимонт, что не все расходы удастся профинансировать в полном объеме. Кое-чем придется поступиться.
Практически все участники публичных слушаний сошлись на том, что проект бюджета требует серьезной корректировки с связи с усиливающимся негативным влиянием финансового кризиса на экономику региона. Председатель Собрания депутатов Жарковского района Петр Белявский привел конкретный пример. Градообразующее предприятие и крупнейший налогоплательщик — Жарковский деревообрабатывающий комбинат с началом кризиса сократил численность работающих практически вполовину — на 500 человек. Потеря налогов — три миллиона рублей. Подобные процессы происходят на многих других предприятиях региона.
Член Совета Федерации РФ Владимир Петров заметил, что Тверская область, чья экономика не ориентирована на сырьевой сектор, менее болезненно переживает кризисные явления. Но все-таки последствия кризиса в будущем году, особенно в первой его половине, придется испытать и нам. Налогооблагаемая база сузится. В особенности это касается налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, дающие основные поступления в областной бюджет. В проекте бюджета предусмотрен рост доходов от налога на прибыль на 54 процента. Владимир Петров считает этот прогноз очень смелым. Предприятия свертывают производство. Кредитные ресурсы дорожают. Более трети промышленных предприятий вообще убыточны. Сбор этого налога даже на уровне ожидаемого за 2008 год становится проблематичным. Что касается налога на доходы физических лиц, то и здесь следует ожидать снижения по сравнению с размерами, намеченными в проекте бюджета. Сокращение численности занятых в реальном секторе экономики, более тесная привязка уровня оплаты труда к росту его производительности приведут к снижению поступлений от подоходного налога. Сенатор призвал разработчиков бюджета внимательно посмотреть, на чем в связи с ожидаемым снижением доходов можно сэкономить на расходах. Основной резерв здесь, по его мнению, — сокращение материальных затрат.
Председатель совета общественности при губернаторе области Владимир Суслов заявил, что проект бюджета в представленном виде оторван от реальной жизни. Темп роста доходов, заложенный в бюджете, сегодня уже ясно, достигнут не будет. Надо с небес опуститься на землю. Разрабатывать и принимать бездефицитный бюджет. Отказаться от затратных и не имеющих острой необходимости инвестиционных проектов вроде устройства транспортной развязки на границе с Московской областью. Лучше подумать о транспортных развязках в Твери и других городах области, где уже сейчас все задыхаются от пробок. Владимир Суслов предложил предусмотреть в областном бюджете средства на поддержку реального сектора экономики региона в период кризиса.
Подводя итоги публичных слушаний, председатель комитета Законодательного Собрания по бюджету и налогам Иван Райдур отметил, что проект бюджета нуждается в серьезной корректировке. По его мнению, поступления от налога на прибыль должны быть с минимальным ростом или на уровне нынешнего года. Сбор налога на доходы физических лиц может быть увеличен на прогнозируемый уровень инфляции. В любом случае доходная часть бюджета существенно уменьшится. Соответственно надо поступить и с расходами областного бюджета. Возможно, придется снизить предполагаемый вначале размер повышения зарплаты бюджетникам (многие регионы Центрального федерального округа это уже сделали). Режим экономии бюджетных средств, особенно на первое полугодие 2009 года, должны ввести и муниципальные образования.
Иван Райдур сообщил, что накануне постоянный комитет Законодательного Собрания по бюджету и налогам предложил администрации области до 18 ноября закончить внесение изменений в проект бюджета. Замечания и предложения, прозвучавшие на публичных слушаниях, будут обобщены и по возможности учтены при доработке проекта бюджета.