«Кризис сделал ближе производителя и потребителя продукции»
Нестандартно мыслящий человек – это всегда интересный собеседник. А когда это еще и особый взгляд на актуальную проблему, то это интересно вдвойне.
Вот яркий пример: мы привычно смотрим на кризис только как на беду. А бердянский предприниматель Юрий Даков считает, что при всех бедах и проблемах у кризиса есть и положительные моменты. Главное только их сохранить и развить, иначе все пережитые трудности окажутся напрасными.
– В чем же плюсы кризиса? – поинтересовался я у Юрия Дакова.
– Кризис сделал ближе производителя и потребителя продукции. Особенно это актуально для села. Ведь вы посмотрите, что творилось раньше. На продукции, производимой крестьянами, наживались все, кроме самих крестьян. Это первый парадокс, а второй – сельхозпродукция закупалась на селе по мизерным ценам, а к потребителям попадала уже по высоким. Происходило так потому, что между крестьянином и потребителем, а часто и между крестьянином и переработчиками сельхозпродукции, стояли многочисленные посредники. Эти посредники делали деньги из ничего. Купил по одной цене, сразу перепродал по другой – и все. Пусть не сразу, пусть месяц подержал у себя продукцию, но сути ведь это не меняет.
А что случилось в условиях кризиса. Он, во-первых, обрушил фондовые рынки, в результате чего лопнули многие мыльные пузыри. Вспомните старую экономическую истину: деньги должны быть обеспечены либо золотом, либо массой выпускаемого в стране товара. Если денег становится больше, чем товара, то товар исчезает, а деньги обесцениваются.
В мире, и в Украине в частности, уже давно деньги делали деньги. Упрощенно говоря, возникла масса акционерных компаний, эти акции все время продавались, перепродавались, как правило, при этом они росли в цене.
Банки – аналогичная ситуация. Они росли как грибы, делали деньги на деньгах. Я не хочу сказать, что банки не нужны, но их количество и кредитная политика привели к тому, что мир жил не по средствам. В экономике крутилась масса ничем не обеспеченных денег. При этом, пока фондовые рынки были «живы», продукция сельского хозяйства мало что стоила. Особенно в нашей стране.
Но наступил момент, когда фондовые рынки рухнули. Лопнул тот мыльный пузырь, который развитые страны мира надували последние 50 лет. И что произошло? Сразу начался рост цен на сельхозпродукцию – с одной стороны. А с другой, сразу начало уменьшаться количество посредников. Производитель и потребитель стали ближе. И в этом, безусловно, положительный момент. Но опять же, меня удивляет тот факт, что во всем мире все больше говорят о реальном секторе экономики, а наше правительство направляет заемные деньги не в производство, а на помощь тем же банкам. Для чего это делать? У нас в стране 200 или 300 банков. Зачем столько? Пусть разоряются, пусть происходит укрупнение и укрепление тех, кто эффективнее работает. А у нас пытаются реанимировать практически неработающие структуры, и тем самым латают тот лопающийся мыльный пузырь и снова пытаются его надуть.
– Юрий, Вы сами, насколько я знаю, работаете как раз в реальной экономике…
– Да, у меня небольшой цех по производству масла. Работает он в селе Новотроицкое. Я с юных лет хотел заниматься своим делом. Вот только меня всегда больше привлекала не торговля, а именно производство. Им я и стал заниматься.
– Речь идет о подсолнечном масле?
– Да. Это то, что востребовано всегда: и в кризис, и без кризиса.
– Сырье откуда берете?
– В нашем же Бердянском районе.
– Вы по роду деятельности соприкасаетесь с фермерскими хозяйствами. Кризис больно ударил по селу?
– Кризис – это удар по всем. Но возвращаясь к сказанному, замечу, что есть положительный момент в росте цен на сельхозпродукцию. Вот если говорить о фермерах, то они крепнут с каждым годом. И крепнут без помощи государства, лишь бы не мешали. И помощь не нужна, если будет нормальная цена на продукцию села. Обидно только будет, если после кризиса, после всех трудностей, которые мы испытываем, снова вернутся многочисленные посредники. Вот этого допустить нельзя.
– Юрий, ваше производство в селе, но Вы ведь житель города, как оцениваете ситуацию в Бердянске?
– Всегда и во все времена я критически относился к власти. Можно даже сказать, что я всегда был оппонентом власти. Был мэром Валерий Баранов – я не относил себя к его сторонникам. Но, знаете, все познается в сравнении. Пришли к власти другие люди, и… это даже нельзя сравнить. То, что творится, – это просто неописуемо. Это элементарная неграмотность.
Валерия Баранова лично я никогда не знал. Мы встретились с ним буквально этим летом на одном мероприятии, в котором участвовали мой ребенок и его внук. Там познакомились. А когда я прочитал в газете обращение Валерия Баранова с призывом объединяться, я сразу решил для себя откликнуться. Мне не нужно ни трудоустройство, ни депутатство. Но у меня четверо детей: младшему сыну три года, а старшей дочери 15 лет. Я хочу, чтобы они жили в нормальном, красивом, развивающемся городе, в котором власть думала бы не только о том, как набить свои карманы, но и о том, что сможет оставить после себя.
– То есть Вы намерены принимать участие в политической работе?
– Я готов содействовать и помогать, чем смогу. Я никогда не был ни во власти, ни при власти, нигде не состоял, и во власть не стремлюсь, но с тем, что происходит сегодня, мириться нельзя. Объединиться с кем-то в какое-то движение, которое не имеет личности – это нереально и неэффективно. Роль личности у нас всегда велика. И объединяться нужно вокруг кого-то. Я прочитал обращение Валерия Баранова. И мне понравился не только призыв к действию, но и осознание своей ответственности.
Почему еще Баранов, а не кто-то иной? Потому что у этого человека сегодня уже другой уровень. У него другие приоритеты. У него есть моменты творчества, и творчества в государственном масштабе.
В то же время я благодарен Баранову за то, что он остался бердянцем. Он приезжает в город, здесь живет его семья. Он не махнул на Бердянск рукой, хотя после избрания в мэры Шаповалова мог это сделать. Видно, что он неравнодушен.
Именно потому, пообщавшись с Валерием Алексеевичем, я поверил ему. Поверил, потому что он отвечает на все вопросы, а не уходит от ответов. Я вижу трезвомыслие. И способность отвечать за свои слова. Он взял ответственность на себя, и я его в этом поддерживаю и верю, что в совет можно будет привести порядочных людей. Нынешнего мэра избрала пятая часть горожан. А совет представляет весь Бердянск. И именно совет должен быть фактором стабильности в городе.