Ситуация, характерная для наших дней: жители многоквартирного дома недовольны работой своей управляющей компании. Насколько обоснованны их претензии? На днях в этом вопросе пытались разобраться депутаты Тверской городской Думы Сергей Делаков и Максим Жирков.
То, что дом №55 по Октябрьскому проспекту — один из множества многострадальных и не очень-то любимых среди коммунальных служб, сразу становится видно по его «архитектурным элементам». Таким, например, как полуобвалившиеся балконы, «украшающие» фасад здания. Жизнь в доме, судя по рассказам людей, отнюдь не сахар, впрочем, подозреваю, что дом №55 не самый яркий пример бездействия и равнодушия коммунальщиков.
«Одна наиболее распространенных проблем, – рассказывает Сергей Делаков, — это непрозрачность отношений управляющих компаний и собственников. Компании, как правило, стараются скрыть деньги, полученные от жителей в качестве платы за коммунальные услуги. А стоит только попытаться руководителей компаний спросить об использовании платежей, они зачастую «невинно» разводят руками: эти работы либо вовсе не были оплачены, либо не в полном объеме».
Дом №55 находится в управлении ООО УК «ЖЭУ «Южный». Обслуживающая компания та же. Надо сказать, что претензии к этой организации и к ее директору Людмиле Елкиной возникли у людей не вчера и не сегодня. Несколько лет назад УК «ЖЭУ «Южный» обслуживала и управляла домом №8 по бульвару Гусева. Правда, делала это, вспоминает жительница дома Жанна Зайцева, как-то странно.
«Подвал постоянно парил до такой степени, что, открывая дверь подъезда, создавалось впечатление, будто попал в сауну. Аварии практически не устранялись, лишь после того как ситуация получила огласку в СМИ, нам удалось добиться ремонта. Но и то благодаря вмешательству Государственной жилищной инспекции».
Жанна Зайцева рассказала еще об одном примере взаимоотношения жителей дома с УК «Южный». Были отремонтированы два подъезда. Казалось бы, сделано благое дело, только сумма за работу была, по мнению жителей, завышена — порядка ста тысяч. Госжилинспекция, проведя по просьбе жителей проверку, установила, что реально ремонт каждого подъезда обошелся в сумму вдвое меньшую. Правление компании, продолжила Зайцева, ни разу не встречалось с жителями домов, а в отчетах, если удавалось до них добраться, зачастую значились работы, выполненные лишь на бумаге.
Елена Иванова, старшая по подъезду дома № 55 по Октябрьскому проспекту, живет в нем уже 28 лет. Ремонта, по ее словам, здесь не было уже четверть века. Каждый год, говорит Иванова, жильцы просят отремонтировать подъезды, заделать протекающие швы.
«Воз, однако, и ныне там. Часто отключение горячей воды происходит без предварительного оповещения, но, несмотря на отсутствие услуги, ремонтные работы не ведутся».
Максим Жирков в качестве выхода из ситуации предложил жителям проявить активность и поднять вопрос о смене управляющей компании. Нет таких организаций, отметил депутат, к качеству работ которых не было бы никаких нареканий.
«Когда компания берет себе дом, ее руководство обещает жителям чуть ли не горы золотые. Но по прошествии какого-то времени об этих обещаниях, об обязательной отчетности перед собственниками как-то забывается».
Практика показывает, что большое количество домов в управлении совсем не означает высокое качество работы компании. С этим согласен и Максим Жирков. Поэтому, добавил нужно развивать в городе рынок управляющих компаний, чтоб между ними возникала конкуренция. Сам Жирков готов проконсультировать жителей микрорайона «Южный» по вопросам ЖКХ, каждую среду он ведет прием в помещении совета ветеранов Московского района. А в качестве первого шага в самоорганизованности он предлагает жителям обязательно избирать старших по домам: это человек, который представляет интересы граждан, поэтому с ним, уверен депутат, должностные лица считаются в большей степени.
К сожалению, пообщаться с Людмилой Елкиной, чтоб выяснить справедливость указанных претензий, нам не удалось. Мы не требуем, чтобы она непременно прислала в редакцию свой ответ. Мы лишь рассчитываем на то, что она постарается найти общий язык с жителями не только дома №55 по Октябрьскому проспекту. Ни один здравомыслящий человек не возьмется утверждать, что управляющие компании якобы купаются в золоте. Проблем у них хватает. Но отсутствие взаимопонимания ведет лишь к накалу ситуации, в то время как конструктивный диалог — к сближению сторон. Какая политика руководителям управляющих организаций? Дальнейшее развитие событий сможет дать ответ на этот вопрос.