На днях пришлось присутствовать на суде. Судили неплательщицу коммунальных услуг, а истцом выступала ее управляющая компания. Ничего особенного в этом судебном заседании не было. Более того, дел таких в судах по нынешним временам настолько много, что рассматриваются они зачастую без ответчика, если он, скажем, проживает в другом городе или если неизвестно его местонахождение, и даже если он просто не счел нужным прийти на судебное заседание, хоть и был извещен о нем надлежащим образом. В таких ситуациях суд обычно принимает решение в пользу истца: платить-то за фактически оказанные услуги надо! Но в нашем случае процесс застопорился, и решение такое суд принял только после пятого заседания. Как это произошло — читайте в нашем материале.
Про заурядные житейские неурядицы
Началось все с того, что в редакцию нашего издания обратилась жительница общежития, расположенного в Абакане по улице Тараса Шевченко. Стоимость обслуживания ее комнат площадью около 30 квадратных метров коммунальщики исчисляют в размере от 2 887 до 3 151 рубля в месяц. Для сравнения, квартплата за коммунальные услуги в двухкомнатной квартире улучшенной планировки составляет приблизительно столько же, а ее площадь раза в два поболее будет, да и существование в отдельной квартире, согласитесь, куда комфортнее.
Откуда берутся такие цены и можно ли как-то их снизить, решила выяснить Людмила К. (называть фамилию не будем, как и название управляющей компании, потому что слишком уж ситуация идентичная многим другим, с которыми приходилось сталкиваться. К тому времени как раз и судебная повестка подоспела: в период с августа 2011 года по март 2012-го семья Людмилы оплачивать коммунальные услуги не могла, поскольку находилась в сложном финансовом положении.
Впрочем, положение и сейчас непростое. Судите сами: доход семьи составляет 5 тысяч рублей с небольшим — зарплата Людмилы, 8 тысяч рублей — пенсия супруга-инвалида, по 1 тысяче в месяц на ребенка – детское пособие. Получается 15 тысяч рублей в месяц на семью из четырех человек. Однако на этом в беседе с нашим журналистом Людмила внимание особо не заостряла. Она просто хотела разобраться, отчего платежи за ее не особенно элитное жилье такие высокие.
За себя и за того парня
До визита в редакцию Людмила вместе с другими жильцами пыталась это сделать и сама. Инициативная группа жильцов даже спустилась однажды в подвал своего дома. Первое, что привлекло внимание экспедиции, были трубы отопления, горячего и холодного водоснабжения, которые уходили куда-то в фундамент дома в подвале. Трубы, по всей вероятности, что-то обогревали и посредством их какой-то объект обеспечивался водой. По предположениям жильцов, этим объектом являлось кафе "Встреча", расположенное на автовокзале (в данное время не работает). Впоследствии выяснилось, что существует еще одно кафе – "Белый лебедь", подключенное к водоснабжению через сети общежития. Данное подключение, как выяснилось, согласовано с администрацией общежития, которое является ведомственным и принадлежит Всероссийскому обществу глухих (ВОГ). То есть у дома, помимо непосредственно собственников жилья, есть и другой собственник, который обладает рядом полномочий.
Так или иначе, но оплачивать потребленную неизвестно кем воду жильцы не захотели и прямо написали об этом в свою управляющую компанию. На это им поначалу ответили, что система канализации регулярно засоряется самими жильцами, оттого и необходимость отключения от системы канализации и холодного водоснабжения кафе "Встреча", дескать, отсутствует. Заодно и о долге за коммунальные услуги напомнили в 400 тысяч 532 рубля.
Кто тут мошенник?
Жильцы написали в прокуратуру и даже потребовали возбудить дело о мошенничестве. Пока прокуратура проверяла факты, выяснилось, что злосчастное кафе от всех коммуникаций общежития давно отключено, так что и в возбуждении дела о мошенничестве отказали.
Тем временем жильцы нашли еще одну закавыку. Приборов индивидуального учета потребления электричества у собственников жилья в общежитии нет. Плата начисляется по общедомовым счетчикам. Все их показания, включая освещение лестничных клеток, коридоров, туалетов и прочих мест общего пользования, делятся между жильцами исходя из занимаемой ими площади. Оказалось, и тут при расчетах "ошибочка вышла"! Общедомовые площади, по которым рассчитывала стоимость электроосвещения управляющая компания, и площади, указанные в техпаспорте дома, не совпадали. А счета за потребленную электроэнергию жильцам приходили исходя из "взятых с потолка" площадей. Продолжалось это около года! Площади были немного завышены, оттого образовалась переплата за потребленную электроэнергию. Вопрос подняли с привлечением к его решению Государственной жилищной инспекции. Излишне предъявленные к оплате объемы электроэнергии были установлены, подсчитаны, зафиксированы, и жильцам пообещали все учесть при формировании тарифов на жилищные услуги в 2012 году.
То есть никакое это и не мошенничество, а так, небольшая ошибка в расчетах всего-навсего. Управляющая компания готова ее устранить. Беда только в том, что подобных неточностей, влекущих за собой переплату за коммунальные услуги, можно находить и находить. И искать их обязана именно управляющая компания. Для того она и существует...
Единогласно!
В распоряжение редакции попал еще один интересный документ: протокол общего собрания собственников помещений от 21.10.2011. На этом общем собрании собственникам предложили утвердить новые тарифы на услуги по содержанию и ремонту их общего имущества. Тарифы показались жильцам завышенными по сравнению с прошлым годом, поэтому из 511 голосов (цифры округлены до целых "против" проголосовали 482. Тем не менее, решение об утверждении новых тарифов было принято.
Что это: опять мошенничество, еще одна ошибка или что-то новое, удивительное и непонятное, сказать сложно. Только вот тарифы утверждены, действуют и, соответственно, плата за услуги рассчитывается именно по ним.
Все давно рассчитано в компьютерной программе автоматически и периодически предъявляется к оплате. Во всяком случае так объяснил нам сложившуюся ситуацию юрист управляющей компании.
Суд и дело
Если бы эти наблюдения были как-то систематизированы и документально оформлены, в суде Людмила выглядела бы куда убедительней. Так ей судья и сказала, мол, состязательность сторон — основной принцип российского судебного производства. Только вот Людмила не бухгалтер и не экономист, чтобы все проверить и пересчитать. Нанять такого специалиста она не может себе позволить, как, впрочем, и большинство ее соседей по общежитию. Оттого и решение суда о взыскании с должницы 29 тысяч рублей за потребленные коммунальные услуги вместе с госпошлиной за рассмотрение дела в суде выглядело вполне обоснованным.
Каким образом их взыщут с семьи, чей доход более чем скромен — неизвестно. Существует, конечно, определенная процедура исполнительного производства. Грубо говоря, суд выпишет исполнительный лист, судебный пристав-исполнитель придет с ним домой к Людмиле, опишет имущество (остаточная стоимость которого, скорее всего, не покроет этот пусть и незначительный, но долг), спустя какое-то время попытается его реализовать. Одним словом, судебная система сработала, и одного должника таким образом привлекли к ответу. Только вот как-то не верится, что такими мерами можно отладить наше коммунальное хозяйство и решить проблему неплатежей.
Скоро ответят все!
Такое многообещающее заявление проекта "Форум ЖКХ" потрясло многих. Заглядывали? Есть такой интернет-проект. Единый форум жилищно-коммунального хозяйства, так сказать. Тут тебе и Новости, и обратная связь, и вопросы, которые можно задать непосредственно коммунальщикам. И, что интересно, вопросы эти тоже о подобном "мошенничестве", которое вроде и не мошенничество вовсе, а так.
Судите сами.
– Подскажите, правомерно ли ООО УК ЖЭУ-2 начисляет в летние месяцы за отопление полотенцесушителем, который работает от системы горячего водоснабжения?! И в площадь отапливаемых метров ставят всю площадь квартиры. Ссылаются при этом на то, что в квартире должны стоять приборы учета (на ГВС они у меня есть) и на какую-то статью в местной газете. Я что должна поставить прибор учета тепла на полотенцесушитель?!
Согласитесь, интересный факт. Разве полотенцесушитель, который нагревается благодаря используемой горячей воде, кто-то отапливает? За что брать дополнительно деньги, ведь плата за потребление горячей воды идет отдельной строкой в квитанции. Но счета на отопление ванных комнат — явление, оказывается, очень распространенное.
Или вот еще:
– Скажите, пожалуйста, возможно ли, что на общедомовые нужды ушло 250 куб.м горячей воды, при том, что расход в помещениях дома всего 360 куб.м? И куда может уйти такой объем?
Тоже какая-то высшая математика, и попробуй ее пойми, даже при наличии индивидуальных приборов учета потребления этой самой воды. Что это за "общедомовые нужды", где находятся таинственные общедомовые источники горячей воды, зачем они нужны и как посчитать реально использованную жильцами воду, если каждый из них уже оплатил ее по индивидуальному счетчику. Получается, что никакой индивидуальный прибор учета никакой гарантии не дает. А ведь установить его — удовольствие тоже не из дешевых.
– Третий день температура горячей воды из крана (на выходе) – 39 градусов. Счетчик мотает на полную, по 90 рублей за куб при температуре 65 градусов. Чистая математика – при температуре 39 градусов куб воды, якобы горячей, должен стоить не больше 19 рублей.
Тоже условия для школьной задачки: нормативная температура воды, температура воды фактическая, объем потребления, стоимость за так называемую "нормативную" температуру. Казалось бы, умная компьютерная программа, предоставь ей все данные, могла бы все автоматически пересчитать. Ан, нет. Не считает. Продолжает себе накручивать какие-то безумные цифры и предъявлять их к оплате!
Одним словом, как скоро все наконец разберутся и ответят, так до сих пор и не ясно. А многие, между прочим, помнят времена, когда стоимость оплаты коммунальных услуг была достаточно скромной и доступной для всех социальных групп потребителей. Существует к тому же мнение, что сами по себе такие услуги, раскиданные на всех жильцов многоквартирного дома, вовсе и не дороги, а напротив, очень даже экономичны. И чем больше в многоквартирном доме потребителей услуг, тем дешевле они обходятся одному потребителю.
Отчего же мы платим дорого? Отчего платим за себя и за кого-то неизвестного нам, подключившегося втихую до поры до времени к общей трубе? Отчего интересы плательщика никем не защищены, а начисление оплаты настолько непрозрачно, что разобраться в нем может только специалист? На какие средства существуют коммунальщики, если огромное число жителей просто-напросто не оплачивает их услуги? Вопросы без ответов.
Но все же рискнем задать еще один вопрос: а кто, собственно, заинтересован в таком положении дел? И тут сразу все встает на свои места. Хотя именно эти структуры должны быть заинтересованы в обоснованных расчетах и в своевременной оплате потребленных жильцами коммунальных услуг.
P.S.: Ну, а семья Людмилы свои комнаты в общежитии сдала в аренду и сняла себе другое жилье в городе. Проживать они там будут, как вы понимаете, без регистрации по месту жительства, и судебные приставы со своим исполнительным листом их, скорее всего, никогда не найдут. Платить им придется уже не коммунальные услуги, а аренду жилья своему арендодателю. Теперь скажите, кто будет оплачивать коммунальные услуги в той съемной квартире и в этом общежитии?