Бердянские промышленники «один на один» с финансовым кризисом
Финансово-экономический кризис грозит катастрофическими последствиями для национальной промышленности. То и дело в СМИ появляется информация о возможной остановке какого-то крупного предприятия Украины. Бердянские промышленники заявляют, что в нашем городе речь об этом пока не ведется. В то же время производители откровенно признаются, что застойные явления просматриваются очевидно. Причем настолько очевидно, что поодиночке этот кризис преодолеть не получится.
Чем живут сейчас бердянские промышленники?
В последнее время в разговорах о насущных делах городских промышленных предприятий самыми популярными темами являются снижение объемов производства, возможные или уже случившиеся сокращения, уменьшение рабочей недели. К сожалению, не все из этого можно отнести к разряду обыкновенных слухов. Это подтвердили руководители предприятий на специальном заседании Бердянского союза промышленников и предпринимателей (БСПП).
– Мы стабильно работали практически во все времена независимости Украины, – отметил директор КБ «Бердянсксельмаш» и председатель БСПП Виктор Кумпан. – Даже в 90-е годы, когда практически не было денег. Я, откровенно говоря, не помню, когда у нас вовремя не выдавалась зарплата. Так же откровенно я должен признаться, что сейчас у предприятия есть небольшая задолженность не только по зарплате, но и в Пенсионный фонд, и бюджеты всех уровней. И скажу прямо: уверенности в том, что в ноябре-декабре ситуация будет налаживаться, у меня нет.
В «Бердянском морском торговом порту» пока каких-либо изменений не предвидится. Но, тем не менее, предприятие начало подготовку к переходу на четырехдневный график работы. По словам первого заместителя начальника порта Владислава Гальченко, это обычное явление в холодный период года: «Ноябрь мы будем работать в обычном режиме. А с декабря или января сократим рабочую неделю. Кризисом эта необходимость спровоцирована лишь отчасти. Мы и в прошлые годы зимой работали четыре дня, поскольку в январе-феврале традиционно объемы перевалки грузов падают процентов на 50. А компании в этот период заняты, прежде всего, заключением договоров».
На «АЗМОЛе» объемы производства сократились до 25 процентов относительно прежнего уровня. Основная причина – резкое снижение поставок по Украине и в Россию. Несколько спасает положение сотрудничество со странами Западной Европы и Азии. По словам представителей «АЗМОЛа», у предприятия имеется значительная дебиторская задолженность. Причем от некоторых должников поступают предложения рассчитываться недвижимостью и товарами своего производства. Т. е., как в уже упомянутые 90-е годы.
На «Южгидромаше» уже действует распоряжение о переходе на трехдневный график для инженерно-технических работников. Остальные же сотрудники работают полную неделю.
– Сейчас мы стараемся экономить на всем, – отметил директор предприятия Эдуард Телегуз. – С четырех до семи часов отключаются электроэнергия, вода. Ситуация сложная, но излишне ее драматизировать не стоит. Я могу заверить, что сокращений на предприятии не будет. По моему глубокому убеждению, главное для всех нас – это предоставить работу людям, платить им зарплату и обеспечивать социальные гарантии, насколько это возможно.
На ЗАО ПП «Азовкабель» объемы производства упали в два раза.
– На предприятии сохраняется восьмичасовой рабочий день, – отметил директор Валерий Денисенко. – Всеми силами будем стараться сохранить наш рабочий коллектив в полном составе. Но в случае необходимости мы будем оптимизировать количество трудящихся к объемам выпускаемой продукции. Сейчас нам также поступают предложения рассчитываться по бартеру. К примеру, одна киевская строительная компания отдает долги квартирами. Но ведь за квартиры не купишь сырье. Поэтому производство хромает.
На «Бердянских жатках» тем временем людей уже начали отправлять в отпуск. Кого в тарифный, кого – за свой счет. Предприятие работает четыре дня в неделю. Директор «Бердянских жаток» Анатолий Федотов рассказал, что негативные явления начали прослеживаться еще в сентябре. Сейчас объемов производства не хватает даже на покрытие текущих расходов. Продукция была ориентирована на рынки России и Казахстана, экономика которых на данный момент также находится в угнетенном состоянии. Есть существенная дебиторская задолженность. И когда она будет ликвидирована, сейчас предположить очень тяжело.
Предприятия могут спасти банки. Но банки в той же ситуации
Представители предприятий едины во мнении относительно основных причин нынешнего состояния. Мировой финансово-кредитный кризис спровоцировал потерю рынков сбыта. Производить продукцию можно, но продавать ее негде. Особенно это касается внутреннего рынка и стран-соседей, на которые в основном сориентированы бердянские производители. На взаимодействии с представителями дальнего зарубежья кризис отразился в гораздо меньшей степени.
Промышленники заявляют, что выбраться из «ямы» им бы могли помочь банки. Но при кредитных ставках в 22-23 процента это довольно проблематично. По заверениям специалистов, для эффективного развития производства процент по кредиту не должен превышать 19-20.
Банковские служащие, в свою очередь, утверждают, что при нынешней экономической ситуации такая ставка просто нереальна. Инфляционные процессы, мировой кризис не могли не отразиться на банковской системе кредитования. Объемы займов упали – ставка повысилась.
Получается замкнутый круг: предприятия не берут кредиты на невыгодных условиях, банки из-за маленьких оборотов не могут эти условия улучшить.
Веское слово должно сказать государство. Оно привычно молчит
Сейчас многие специалисты утверждают, что признаки кризиса четко просматривались уже давно. Каждая страна, как могла, готовилась к нему и старалась смягчить удар. Украина приняла его открыто и сейчас теряет время для оперативных контрмер.
– Во всех стабилизационных процессах государство обязано играть главную роль, – подчеркивает Валерий Денисенко. – Естественно, каждый должен заботиться о себе сам, но правительство должно формировать целостную программу, которой все должны придерживаться. В США из стабилизационного фонда выделили 600 млрд. долларов, в России еженедельно выделяют 15-20 млрд. А в Украине еще думают кому, куда и сколько выделять. И поверьте: еще долго будут думать, поскольку этот вопрос уже изрядно заполитизирован. Меня также возмутила позиция представителя Нацбанка, которую он озвучил в минувшие выходные по одному из телеканалов. Примерно она звучала так: жадный у нас народ, начал деньги из банков забирать и усугубил кризис. Стоит ли после такого рассчитывать на действительно дельную помощь?
По разным подсчетам кризисные явления будут наблюдаться от полугода до двух лет.
– Трудно прогнозировать, что будет завтра или через месяц, но при отсутствии помощи со стороны государства нужно объединяться самим, – подчеркнул Эдуард Телегуз. – Мы постараемся наладить связи с украинскими предприятиями. Сейчас мы все находимся в одинаковых условиях и нуждаемся в поддержке друг друга. Бескорыстной помощи со стороны других стран, валютных фондов, международных организаций также ждать не стоит. Мы уже договорились о поставке бытовых насосов на Украине. Ищем другие варианты сотрудничества. Возможно, это шанс наладить внутренние взаимосвязи, рынки сбыта и поднять нашу экономику. Его нужно использовать. Автор: Виктор КОВАЛЕНКО По материалам сайта http://vesvladivostok.ru