Вторник, 24.06.2025, 11:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 798
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа
Главная » Статьи » Бизнес » Экономика

Легендарный танк Т-34 разрабатывал конструктор из Бердянска

Легендарный танк Т-34 разрабатывал конструктор из Бердянска

Легендарный танк Т-34 разрабатывал конструктор из Бердянска

Постоянным читателям нашей газеты имя бердянца Афанасия Фирсова уже знакомо. Несколько лет назад мы публиковали материал, рассказывающий об этом человеке, который стоял у истоков создания легендарного танка Т-34. Однако нашему постоянному автору краеведу Георгию Сукачу удалось выяснить ряд новых интересных фактов в судьбе нашего земляка, поэтому редакция посчитала интересным вернуться к этой теме, тем более в год 185-летия города кто, как не знаменитые уроженцы Бердянска, заслуживают того, чтобы напомнить и рассказать о них.

Афанасий Осипович Фирсов родился в 1883 году в г. Бердянске Таврической губернии (Российская империя) в многодетной семье (14 детей) бердянского купца Осипа Фирсова, имевшего в городе несколько бакалейных магазинов в Гостином ряду и бывшего владельцем восьми домов.

Афанасия он хотел видеть продолжателем своего дела, однако планы сына были несколько иные.

В те годы в передовых европейских странах и в Америке увлечение техникой было повальным, начало развиваться производство автомобилей, аэропланов, военной техники.

Подчинив себе громадные железные конструкции с моторчиками, человек сам заворожился их мощью, а заодно – и неизвестными доселе возможностями своего разума. А потому вполне понятным стало желание молодого Афанасия ознакомиться с новинками зарубежной техники и постараться проявить себя в новой в то время для страны сфере деятельности.

После окончания железнодорожного училища он решает получить высшее техническое образование, что можно было тогда сделать только за границей.

Отец, хотя и был состоятельным человеком, денег на поездку не дал. Поддержала Афанасия молодая жена Людмила Харитоновна, согласившись продать недвижимое имущество, доставшееся ей от родителей в качестве приданого.

В царской России выезд в другую страну проблемы не составлял, и молодая семья сначала едет в Германию, где Афанасий обучается в высшей технической школе в Митвайде, а затем переезжает в Швейцарию, где оканчивает политехнический институт в г. Цюрихе, специализируясь на проектировании дизельных двигателей.

По совету одного из институтских профессоров устраивается работать сборщиком на завод «Зульцер», но вскоре его переводят на конструкторскую работу.

Это в нашей стране нормальным считается, если опытный инженер работает сторожем, водителем маршрутки или такси, убирает подъезды, выполняет различного рода подобные работы. Владельцы же завода «Зульцер» считали подобное использование специалистов непозволительной роскошью и на практике применяли один из основных постулатов социализма: от каждого – по способностям, каждому – по труду.

19 июля 1914 года в Европе началась первая мировая война, и А. Фирсову предложили остаться в Швейцарии, гарантируя получение подданства и приличные заработки. Но молодой инженер и его жена приняли решение о возвращении в Россию. Они приезжают в Архангельск, и вскоре А. Фирсов начинает работать над созданием дизельных двигателей для подводных лодок на Коломенском машиностроительном заводе. А уже весной 1916 года переходит на завод «Теплоход» под Нижним Новгородом, где создавались минные заградители.

После октябрьских событий 1917 года предприятия были национализированы, но у новой власти не было средств для финансирования их деятельности. Работникам перестали выдавать зарплату, в стране резко увеличилась безработица.

В той непростой обстановке А. Фирсов устраивается на работу начальником губернского управления профессионального образования и пребывает на этой должности пять лет. За это время политическая жизнь в стране стабилизировалось. В начале 1920 года были разгромлены войска Деникина, в конце 1920 года ликвидированы армия Врангеля и главные силы повстанческой армии Махно – окончательно была установлена Советская власть, и пришедшие к власти большевики начали преобразование страны в индустриальную державу.

В 1922–1927 годах А. Фирсов работает главным механиком на заводе «Красная Этна» в Нижнем Новгороде, затем на судостроительном заводе им. Андре Марти в г. Николаеве (1927–1930 гг.). В 1930 году его приглашают работать на завод «Русский дизель» в Ленинграде, где вскоре обвиняют в участии во вредительской группе, арестовывают и постановлением коллегии ОГПУ от 23 июня 1930 года приговаривают к заключению в концлагере сроком на пять лет.

Это было время, когда к людям, получившим образование и проработавшим за границей, относились с подозрением, как к потенциальным «вредителям». Свою роль играло и непролетарское происхождение инженера. Близкий знакомый А. Фирсова был обвинен по делу «Промпартии», и этого оказалось достаточным для ареста и заключения под стражу Афанасия Осиповича.

Однако уже 18 сентября 1931 года коллегия Объединенного государственного политического управления приняла решение: Фирсову Афанасию Осиповичу оставшийся срок изоляции заменить высылкой в г. Харьков для работы на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна (ныне ПО им. Малышева), где в это время активно разворачивал свою деятельность один из центров советского танкостроения.

6 декабря 1931 года А. О. Фирсов возглавил специальное конструкторское бюро машиностроения, то есть, получается, бывший заключенный, а потом высланный А. О. Фирсов стал руководителем секретного танкового конструкторского бюро. Это произошло по причине непростой ситуации, сложившейся на ХПЗ: ушел предыдущий руководитель КБ И. Н. Алексенко и отозвали в Москву военного инженера 2-го ранга Н. М. Тоскина, а потому отсутствие адекватной замены и вынудило руководство завода ходатайствовать о направлении к ним А. О. Фирсова.

В то время перед заводом была поставлена задача по организации производства легкого колесно-гусеничного танка БТ (быстроходный танк). Конструктивно этот танк имел много недоработок, были дефекты как в силовой установке, так и в основных агрегатах и узлах ходовой части. Двигатель «Либерти», покупаемый в США, был капризным, трудно запускался, имел большой расход масла, нередко перегревался, при пуске были случаи возгорания, так как в качестве топлива использовался авиационный бензин. Конические пары шестерен 3-й и 4-й скоростей коробки передач, получаемые по кооперации, были неудовлетворительного качества. Краматорский завод для производства траков поставлял некондиционную сталь, Мариупольский металлургический завод своевременно не освоил производство броневых башен из стали «Д» – все выпускаемые заводом башни имели сквозные трещины и не могли быть установлены на боевых машинах. Имелись и другие недостатки, в частности слабым местом силовой установки длительное время являлся воздухоочиститель, который недостаточно полно очищал от пыли воздух, поступающий в двигатель, что значительно сокращало срок его службы.

О качестве этих танков говорит тот факт, что к 1 ноября 1931 года были изготовлены три машины, которые приняли участие в ноябрьском военном параде в Москве. Причем по Красной площади прошли лишь два танка, так как третий из-за возгорания двигателя был остановлен еще на подходе к ней. Два оставшихся БТ из-за неполадок в коробках передач еле смогли покинуть главную площадь страны.

Такое вот «наследство» получил в начале своей работы в КБ Афанасий Фирсов. С первых же дней им была привлечена группа молодых конструкторов, и он начал вести работу по усовершенствованию танка. А. Фирсовым был внесен большой вклад в разработку четырехтактового 12-ти цилиндрового N-образного быстроходного дизеля мощностью 400 л. с., начался процесс оснащения отечественных танков дизельными двигателями. Но проводимая огромная работа по доработке танка БТ ощутимых результатов не приносила. И А. Фирсов самостоятельно начал работать над созданием нового танка, который впоследствии стал называться Т-34. Им был заложен его первичный технический облик, разработаны основные технические характеристики. Уже в конце 1935 года были проработаны эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большим углом наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, использован дизельный двигатель В-2 и др.

В это же время в связи с начавшейся в 1930 году реорганизацией вооруженных сил страны согласно Постановлению Комитета Обороны СССР №6 от 23 мая 1931 года уже к 1 декабря 1932 года в войска должно было быть поставлено 2000 танков БТ.

Однако освоение серийного производства этих танков шло очень медленно в связи с ограниченными возможностями производственной базы завода, которая изначально не была рассчитана на изготовление такого большого количества танков. Да и конструкторские недоработки танка задерживали его выпуск, из войсковых частей стали приходить акты-рекламации о выходе из строя коробок передач.

На одном из совещаний И. Сталин негромко проронил: «Не многовато ли поломок в коробках скоростей?..» Этого оказалось достаточно, чтобы главный конструктор Афанасий Фирсов был арестован по обвинению во вредительстве, директор завода М. П. Бондаренко – арестован и вскоре расстрелян.

После А. О. Фирсова КБ Харьковского завода принял М. Н. Кошкин, который к этому времени в г. Ленинграде защитил диплом по бронированным машинам и имел некоторый опыт проектирования танков. Он сразу же оценил уникальность разработанной А. О. Фирсовым конструкции нового танка. Работая до этого на достаточно высоких административных и партийных должностях и имея «вхожесть» в высшие инстанции, он сумел доказать бесперспективность дальнейшей работы над танком БТ. М. Н. Кошкин сумел сохранить всех работавших в КБ еще у А. Фирсова конструкторов, в этом ему помог приемный сын маршала К. Е. Ворошилова, сам работавший над созданием тяжелых танков «КВ» – «Клим Ворошилов» – и «ИС» – «Иосиф Сталин», и доказавший отцу: нельзя сажать все конструкторское бюро, некому будет заканчивать танк. И танк Т-34 был создан в довоенное время, а в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. остался непревзойденным. Красная Армия получила практически идеальный танк: простой, надежный, стремительный и маневренный, с неплохой пушкой, ремонто-пригодный, технологичный, с огромным ресурсом для модернизации.

Гитлер узнал о существовании Т-34 только на третий день после нападения на СССР. Он приказал повернуть победно шедшую на Москву танковую армию Гудерина: «Харьков важнее, чем Москва». Но опоздал. 40 эшелонов с оборудованием и танкостроителями успели отправить в эвакуацию из Украины на Урал.

После окончания Второй мировой войны Уинстона Черчилля спросили, какое Оружие было решающим в только что отшумевших военных действиях. Он ответил: «Английская линейная пушка, немецкий самолет «Мессершмит» и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк».

Есть книга о 18 величайших творениях рук человеческих – от нашей бывшей страны СССР там только танк Т-34.

И заслуга в этом нашего земляка Афанасия Фирсова. Вот только его личная судьба сложилась трагически. Летом 1936 года он был отстранен от руководства КБ, а в середине 1937 года арестован и отправлен в тюрьму. Точных сведений о его дальнейшей судьбе нет. По одним данным – он умер в заключении в 1948 году на 65-м году жизни, по другим – расстрелян без суда и следствия в 1937 году.

Реабилитирован наш земляк был в 1956 году «за отсутствием состава преступления». Однако до конца 1980-х годов его имя в печати и исследовательских работах не упоминалось.

В бердянской прессе впервые о А. О. Фирсове рассказали краеведы В. Машонин, П. Тищенко и Е. Денисов в 2005 году. Они провели большую исследовательскую работу, нашли дом, где прошли детские и юношеские годы Фиросова – двухэтажное здание №34 по улица Дюмина; выяснили судьбу некоторых членов семьи купца О. Фирсова.

Но со стороны городских властей все эти годы интерес к Фирсову не проявляется. Казалось бы, что сложного в установке хотя бы мемориальной доски на сохранившемся доме Фирсовых? Но… кроме краеведов это, похоже, никого не волнует.

P.S. Возможно, жителям нашего города будет интересно узнать о судьбе детей нашего земляка.

Его дочь Ольга по своей профессии была хормейстером, музыкантом. Но известность ей принесла уникальная работа по маскировке золотых куполов и шпилей соборов, церквей, замков, Адмиралтейства в первые дни блокады г. Ленинграда в 1941 году. Когда Афанасия Осиповича объявили врагом народа, Ольга от фамилии отца не отказалась и даже не поменяла ее, когда вышла замуж. Умерла на 95-м году жизни в Берлине, но похоронена в Санкт-Петербурге.

Старший сын, Игорь, с первых дней Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт и погиб под Ленинградом.

Младший – Олег Афанасьевич Фирсов – стал инженером-дизелистом, главным конструктором судостроительного завода в Ленинграде. В 1960-х годах стал лауреатом Государственной премии СССР. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru





Другие статьи по теме:

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТАЛА ПАДАТЬ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТАЛА ПАДАТЬ

Жилищный бум для военных
Жилищный бум для военных

Движение автобусов по маршруту будут отслеживать с помощью спутника
Движение автобусов по маршруту будут отслеживать с помощью спутника

Что дальше?

Чтобы количество стремилось к качеству
Чтобы количество стремилось к качеству

200 самых влиятельных женщин 2008 года по версии Forbes контролируют $26 триллионов
200 самых влиятельных женщин 2008 года по версии Forbes контролируют $26 триллионов

Краткая история ГАТТ
Краткая история ГАТТ

В Берестовое пришел газ
В Берестовое пришел газ

Цены на тепло растут
Цены на тепло растут

Защитить свои права бердянцы могут через
Защитить свои права бердянцы могут через

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Экономика | Поместил: Roman (23.11.2012)
Просмотров: 1515 | Комментарии: 1 | Теги: лето, Экономика, финансы, Работа, ссср, завод, страна, Ленинград | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Новости игрового мира]
Как заработать в казино (0)
[Советы автомобилистам]
Преимущества авто из Европы (0)
[Здоровье]
Психологическая помощь и тренинги: путь к внутреннему балансу (0)
[Строительство и ремонт]
Аренда ПУХТО в СПб в компании «МусороБосс» (0)
[Полезные советы]
Организация погребения на кладбище (0)
[Полезные советы]
Особенности и преимущества УФ печати на холсте от компании SOLOPRINT (0)
[Бизнес и финансы]
Услуги интернет-магазина в сфере оптовых и розничных продаж (0)
[Полезные советы]
Как выбрать качественную одежду (0)
[Полезные советы]
Услуги химчистки брендовой одежды (0)
[Отдых в России]
Ошибки при отправке заявки: как не упустить идеальное жилье в Ялте (0)
[Бизнес и финансы]
Услуги по составлению документов для охраны труда (0)
[Новости игрового мира]
Бездепозитные бонусы и акции казино: Ваша возможность выиграть (0)
[Полезные советы]
Услуги ремонта стиральных машин (0)
[Полезные советы]
Преимущества новостроек в Крыму (0)
[Новости игрового мира]
Чем интересен Lplay2x (0)
[Полезные советы]
Поиск информации о Москве (0)
[Полезные советы]
Решение долговых обязательств через платформу AUXILIUM (0)
[Строительство и ремонт]
Технические характеристики профлиста (0)
[Строительство и ремонт]
Поставка и продажа бывших в употреблении труб (0)
[Полезные советы]
Оплата сервисов Apple в России (0)
 


Самые читаемые статьи

Ford Cougar 2. 0i 16V (0)
Летняя косметичка: 10 самых необходимых средств (0)
Системы Duty Free и Tax Free (0)
Renault 21 (0)
Citroen Xantia 1. 9 TD (0)
Как оборудовать спортивный уголок для ребёнка дома? (0)
Лицом в салат или лучшие косметические рецепты осени (0)
Nissan Primera 1. 6 (0)
Chevrolet Tahoe 5. 3 AT (0)
Subaru 2.5Х AWD 165 л.с. 4-АКПП (0)
Диета для красивой кожи (0)
Секреты красоты (0)
Лидеры продаж иностранных автомобилей (1)
Skoda Octavia 1. 8 Turbo 20V (0)
Ford Fiesta 1. 4 (0)
Peugeot Boxer (0)
Арабские бизнесмены хотят купить Hummer (0)
Ssang Yong Korando 2.3 (0)
Как «Пегас туристик» спас 220 жизней (0)
Toyota Camry 2.4 16v VVT-i (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2025