Вторник, 21.01.2025, 17:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Бизнес » Экономика

Легендарный танк Т-34 разрабатывал конструктор из Бердянска

Легендарный танк Т-34 разрабатывал конструктор из Бердянска

Легендарный танк Т-34 разрабатывал конструктор из Бердянска

Постоянным читателям нашей газеты имя бердянца Афанасия Фирсова уже знакомо. Несколько лет назад мы публиковали материал, рассказывающий об этом человеке, который стоял у истоков создания легендарного танка Т-34. Однако нашему постоянному автору краеведу Георгию Сукачу удалось выяснить ряд новых интересных фактов в судьбе нашего земляка, поэтому редакция посчитала интересным вернуться к этой теме, тем более в год 185-летия города кто, как не знаменитые уроженцы Бердянска, заслуживают того, чтобы напомнить и рассказать о них.

Афанасий Осипович Фирсов родился в 1883 году в г. Бердянске Таврической губернии (Российская империя) в многодетной семье (14 детей) бердянского купца Осипа Фирсова, имевшего в городе несколько бакалейных магазинов в Гостином ряду и бывшего владельцем восьми домов.

Афанасия он хотел видеть продолжателем своего дела, однако планы сына были несколько иные.

В те годы в передовых европейских странах и в Америке увлечение техникой было повальным, начало развиваться производство автомобилей, аэропланов, военной техники.

Подчинив себе громадные железные конструкции с моторчиками, человек сам заворожился их мощью, а заодно – и неизвестными доселе возможностями своего разума. А потому вполне понятным стало желание молодого Афанасия ознакомиться с новинками зарубежной техники и постараться проявить себя в новой в то время для страны сфере деятельности.

После окончания железнодорожного училища он решает получить высшее техническое образование, что можно было тогда сделать только за границей.

Отец, хотя и был состоятельным человеком, денег на поездку не дал. Поддержала Афанасия молодая жена Людмила Харитоновна, согласившись продать недвижимое имущество, доставшееся ей от родителей в качестве приданого.

В царской России выезд в другую страну проблемы не составлял, и молодая семья сначала едет в Германию, где Афанасий обучается в высшей технической школе в Митвайде, а затем переезжает в Швейцарию, где оканчивает политехнический институт в г. Цюрихе, специализируясь на проектировании дизельных двигателей.

По совету одного из институтских профессоров устраивается работать сборщиком на завод «Зульцер», но вскоре его переводят на конструкторскую работу.

Это в нашей стране нормальным считается, если опытный инженер работает сторожем, водителем маршрутки или такси, убирает подъезды, выполняет различного рода подобные работы. Владельцы же завода «Зульцер» считали подобное использование специалистов непозволительной роскошью и на практике применяли один из основных постулатов социализма: от каждого – по способностям, каждому – по труду.

19 июля 1914 года в Европе началась первая мировая война, и А. Фирсову предложили остаться в Швейцарии, гарантируя получение подданства и приличные заработки. Но молодой инженер и его жена приняли решение о возвращении в Россию. Они приезжают в Архангельск, и вскоре А. Фирсов начинает работать над созданием дизельных двигателей для подводных лодок на Коломенском машиностроительном заводе. А уже весной 1916 года переходит на завод «Теплоход» под Нижним Новгородом, где создавались минные заградители.

После октябрьских событий 1917 года предприятия были национализированы, но у новой власти не было средств для финансирования их деятельности. Работникам перестали выдавать зарплату, в стране резко увеличилась безработица.

В той непростой обстановке А. Фирсов устраивается на работу начальником губернского управления профессионального образования и пребывает на этой должности пять лет. За это время политическая жизнь в стране стабилизировалось. В начале 1920 года были разгромлены войска Деникина, в конце 1920 года ликвидированы армия Врангеля и главные силы повстанческой армии Махно – окончательно была установлена Советская власть, и пришедшие к власти большевики начали преобразование страны в индустриальную державу.

В 1922–1927 годах А. Фирсов работает главным механиком на заводе «Красная Этна» в Нижнем Новгороде, затем на судостроительном заводе им. Андре Марти в г. Николаеве (1927–1930 гг.). В 1930 году его приглашают работать на завод «Русский дизель» в Ленинграде, где вскоре обвиняют в участии во вредительской группе, арестовывают и постановлением коллегии ОГПУ от 23 июня 1930 года приговаривают к заключению в концлагере сроком на пять лет.

Это было время, когда к людям, получившим образование и проработавшим за границей, относились с подозрением, как к потенциальным «вредителям». Свою роль играло и непролетарское происхождение инженера. Близкий знакомый А. Фирсова был обвинен по делу «Промпартии», и этого оказалось достаточным для ареста и заключения под стражу Афанасия Осиповича.

Однако уже 18 сентября 1931 года коллегия Объединенного государственного политического управления приняла решение: Фирсову Афанасию Осиповичу оставшийся срок изоляции заменить высылкой в г. Харьков для работы на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна (ныне ПО им. Малышева), где в это время активно разворачивал свою деятельность один из центров советского танкостроения.

6 декабря 1931 года А. О. Фирсов возглавил специальное конструкторское бюро машиностроения, то есть, получается, бывший заключенный, а потом высланный А. О. Фирсов стал руководителем секретного танкового конструкторского бюро. Это произошло по причине непростой ситуации, сложившейся на ХПЗ: ушел предыдущий руководитель КБ И. Н. Алексенко и отозвали в Москву военного инженера 2-го ранга Н. М. Тоскина, а потому отсутствие адекватной замены и вынудило руководство завода ходатайствовать о направлении к ним А. О. Фирсова.

В то время перед заводом была поставлена задача по организации производства легкого колесно-гусеничного танка БТ (быстроходный танк). Конструктивно этот танк имел много недоработок, были дефекты как в силовой установке, так и в основных агрегатах и узлах ходовой части. Двигатель «Либерти», покупаемый в США, был капризным, трудно запускался, имел большой расход масла, нередко перегревался, при пуске были случаи возгорания, так как в качестве топлива использовался авиационный бензин. Конические пары шестерен 3-й и 4-й скоростей коробки передач, получаемые по кооперации, были неудовлетворительного качества. Краматорский завод для производства траков поставлял некондиционную сталь, Мариупольский металлургический завод своевременно не освоил производство броневых башен из стали «Д» – все выпускаемые заводом башни имели сквозные трещины и не могли быть установлены на боевых машинах. Имелись и другие недостатки, в частности слабым местом силовой установки длительное время являлся воздухоочиститель, который недостаточно полно очищал от пыли воздух, поступающий в двигатель, что значительно сокращало срок его службы.

О качестве этих танков говорит тот факт, что к 1 ноября 1931 года были изготовлены три машины, которые приняли участие в ноябрьском военном параде в Москве. Причем по Красной площади прошли лишь два танка, так как третий из-за возгорания двигателя был остановлен еще на подходе к ней. Два оставшихся БТ из-за неполадок в коробках передач еле смогли покинуть главную площадь страны.

Такое вот «наследство» получил в начале своей работы в КБ Афанасий Фирсов. С первых же дней им была привлечена группа молодых конструкторов, и он начал вести работу по усовершенствованию танка. А. Фирсовым был внесен большой вклад в разработку четырехтактового 12-ти цилиндрового N-образного быстроходного дизеля мощностью 400 л. с., начался процесс оснащения отечественных танков дизельными двигателями. Но проводимая огромная работа по доработке танка БТ ощутимых результатов не приносила. И А. Фирсов самостоятельно начал работать над созданием нового танка, который впоследствии стал называться Т-34. Им был заложен его первичный технический облик, разработаны основные технические характеристики. Уже в конце 1935 года были проработаны эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большим углом наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, использован дизельный двигатель В-2 и др.

В это же время в связи с начавшейся в 1930 году реорганизацией вооруженных сил страны согласно Постановлению Комитета Обороны СССР №6 от 23 мая 1931 года уже к 1 декабря 1932 года в войска должно было быть поставлено 2000 танков БТ.

Однако освоение серийного производства этих танков шло очень медленно в связи с ограниченными возможностями производственной базы завода, которая изначально не была рассчитана на изготовление такого большого количества танков. Да и конструкторские недоработки танка задерживали его выпуск, из войсковых частей стали приходить акты-рекламации о выходе из строя коробок передач.

На одном из совещаний И. Сталин негромко проронил: «Не многовато ли поломок в коробках скоростей?..» Этого оказалось достаточно, чтобы главный конструктор Афанасий Фирсов был арестован по обвинению во вредительстве, директор завода М. П. Бондаренко – арестован и вскоре расстрелян.

После А. О. Фирсова КБ Харьковского завода принял М. Н. Кошкин, который к этому времени в г. Ленинграде защитил диплом по бронированным машинам и имел некоторый опыт проектирования танков. Он сразу же оценил уникальность разработанной А. О. Фирсовым конструкции нового танка. Работая до этого на достаточно высоких административных и партийных должностях и имея «вхожесть» в высшие инстанции, он сумел доказать бесперспективность дальнейшей работы над танком БТ. М. Н. Кошкин сумел сохранить всех работавших в КБ еще у А. Фирсова конструкторов, в этом ему помог приемный сын маршала К. Е. Ворошилова, сам работавший над созданием тяжелых танков «КВ» – «Клим Ворошилов» – и «ИС» – «Иосиф Сталин», и доказавший отцу: нельзя сажать все конструкторское бюро, некому будет заканчивать танк. И танк Т-34 был создан в довоенное время, а в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. остался непревзойденным. Красная Армия получила практически идеальный танк: простой, надежный, стремительный и маневренный, с неплохой пушкой, ремонто-пригодный, технологичный, с огромным ресурсом для модернизации.

Гитлер узнал о существовании Т-34 только на третий день после нападения на СССР. Он приказал повернуть победно шедшую на Москву танковую армию Гудерина: «Харьков важнее, чем Москва». Но опоздал. 40 эшелонов с оборудованием и танкостроителями успели отправить в эвакуацию из Украины на Урал.

После окончания Второй мировой войны Уинстона Черчилля спросили, какое Оружие было решающим в только что отшумевших военных действиях. Он ответил: «Английская линейная пушка, немецкий самолет «Мессершмит» и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк».

Есть книга о 18 величайших творениях рук человеческих – от нашей бывшей страны СССР там только танк Т-34.

И заслуга в этом нашего земляка Афанасия Фирсова. Вот только его личная судьба сложилась трагически. Летом 1936 года он был отстранен от руководства КБ, а в середине 1937 года арестован и отправлен в тюрьму. Точных сведений о его дальнейшей судьбе нет. По одним данным – он умер в заключении в 1948 году на 65-м году жизни, по другим – расстрелян без суда и следствия в 1937 году.

Реабилитирован наш земляк был в 1956 году «за отсутствием состава преступления». Однако до конца 1980-х годов его имя в печати и исследовательских работах не упоминалось.

В бердянской прессе впервые о А. О. Фирсове рассказали краеведы В. Машонин, П. Тищенко и Е. Денисов в 2005 году. Они провели большую исследовательскую работу, нашли дом, где прошли детские и юношеские годы Фиросова – двухэтажное здание №34 по улица Дюмина; выяснили судьбу некоторых членов семьи купца О. Фирсова.

Но со стороны городских властей все эти годы интерес к Фирсову не проявляется. Казалось бы, что сложного в установке хотя бы мемориальной доски на сохранившемся доме Фирсовых? Но… кроме краеведов это, похоже, никого не волнует.

P.S. Возможно, жителям нашего города будет интересно узнать о судьбе детей нашего земляка.

Его дочь Ольга по своей профессии была хормейстером, музыкантом. Но известность ей принесла уникальная работа по маскировке золотых куполов и шпилей соборов, церквей, замков, Адмиралтейства в первые дни блокады г. Ленинграда в 1941 году. Когда Афанасия Осиповича объявили врагом народа, Ольга от фамилии отца не отказалась и даже не поменяла ее, когда вышла замуж. Умерла на 95-м году жизни в Берлине, но похоронена в Санкт-Петербурге.

Старший сын, Игорь, с первых дней Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт и погиб под Ленинградом.

Младший – Олег Афанасьевич Фирсов – стал инженером-дизелистом, главным конструктором судостроительного завода в Ленинграде. В 1960-х годах стал лауреатом Государственной премии СССР. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru





Другие статьи по теме:

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТАЛА ПАДАТЬ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТАЛА ПАДАТЬ

Жилищный бум для военных
Жилищный бум для военных

Движение автобусов по маршруту будут отслеживать с помощью спутника
Движение автобусов по маршруту будут отслеживать с помощью спутника

Что дальше?

Чтобы количество стремилось к качеству
Чтобы количество стремилось к качеству

200 самых влиятельных женщин 2008 года по версии Forbes контролируют $26 триллионов
200 самых влиятельных женщин 2008 года по версии Forbes контролируют $26 триллионов

Краткая история ГАТТ
Краткая история ГАТТ

В Берестовое пришел газ
В Берестовое пришел газ

Цены на тепло растут
Цены на тепло растут

Защитить свои права бердянцы могут через
Защитить свои права бердянцы могут через

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Экономика | Поместил: Roman (23.11.2012)
Просмотров: 1497 | Комментарии: 1 | Теги: лето, Экономика, финансы, Работа, ссср, завод, страна, Ленинград | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Мода и стиль]
Аксессуары для косметических наборов: важный элемент красоты (0)
[Полезные советы]
Доставка цветов в Нижнем Новгороде (0)
[Автоновости]
Навигационный терминал Profi 3.0 от Omnicomm (0)
[Строительство и ремонт]
Технологии стоечно-ригельного остекления (0)
[Полезные советы]
Продажа столов различных моделей (0)
[Кулинарные рецепты]
Индивидуальные заказы бенто-тортов: как создать уникальный десерт в Великом Новгороде (0)
[Футбол]
Спортивные события в мире футбола: анализ команд России (0)
[Бизнес и финансы]
Популярная система управления корпоративной почтой в виде современного почтового сервиса RuPost (0)
[Строительство и ремонт]
Изготовление памятников в Краснодаре (0)
[Советы автомобилистам]
Индивидуальный пошив элементов интерьера микроавтобусов (0)
[Строительство и ремонт]
Ремонт теплонасосного оборудования: особенности и нюансы (0)
[Бизнес и финансы]
Бесплатный хостинг для малого бизнеса: Unlocking Your Digital Potential (0)
[Советы автомобилистам]
Эвакуатор во Всеволожск: надежное решение для вашей безопасности (0)
[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
[Полезные советы]
Частые поломки электроплит: причины и способы решения (0)
[Вредные привычки]
Преимущества Торпедо вшивания в клинике Детокс в городе Москве (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества выбора и покупки чердачной лестницы на сайте интернет-магазина ru-complect.ru (0)
 


Самые читаемые статьи

Ухоженные ножки бежали по дорожке… (0)
Зимняя рыбалка. (0)
Прохождение Dead Space 2 (2)
Раздельное питание: достоинства и недостатки (0)
Неаполитанский блюз (0)
ВЫ ЯБЛОКО ИЛИ ГРУША? ХУДЕЕМ ПО ТИПУ ФИГУРЫ (0)
Какие диски лучше - штампованые, литые или кованные? (0)
Успеть за 60 секунд! (0)
НЛО. Что там внутри? (0)
BMW X5 3.0i (0)
15 минут фитнеса для занятых (0)
Что такое спортивное ориентирование? (0)
Какие существуют упражнения и комплексы для увеличения объема грудной клетки? (1)
DreamFall: Бесконечное путешествие (3)
Акклиматизация, или Как не испортить себе отдых (0)
Костюмные ткани (0)
Каковы размеры футбольного поля? (0)
УАЗ Patriot (0)
Массаж (0)
Как правильно выбрать компьютер? (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2025