Преимущественное большинство торопчан проживает в собственных домах, относящихся к частному сектору. Все они самостоятельно решают проблему ЖКХ, являясь и собственниками, и управляющей компанией в одном лице, обустраивают жилище в силу своих пристрастий и представлений о счастье, но, в первую очередь, в зависимости от имеющихся в наличии финансовых ресурсов.
Многоквартирных домов, без учета блокированной постройки (как правило, двухквартирных), у нас в городе 179. Оплачивая ежегодно поднимающиеся в цене услуги ЖКХ, жители многоквартирных домов вправе надеяться и на рост их качества. Об этом наша беседа с главой города Торопца, секретарем политсовета Торопецкого местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Л. А. БЕДАЧЕНКОВОЙ.
- Лидия Анатольевна, нельзя не отметить, что теплоснабжение, считающееся одной из основных услуг ЖКХ, в последние два года существенно изменилось в лучшую сторону: в благоустроенных квартирах торопчан повсеместно соблюдается нормальный температурный режим. Но с другой стороны, и платить стали больше. Именно в этом дело?
- Деньги, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов. С нового 2011 года тариф на тепло вырос на допустимые 15%. Много ли это или мало? С какой стороны посмотреть: со стороны официальной инфляции в 8% и роста цен буквально на все или со стороны потребителя, которому дорога каждая копейка. Так или иначе, поступающих за теплоснабжение сумм, особенно с учетом долгов неплательщиков, теплоснабжающим организациям - ООО "Торопецинвест" и ООО "ЭМО+" едва хватает на самое необходимое - закупку топлива, оплату электроэнергии, выплату заработной платы работникам предприятия. И чтобы не только успешно работать, но и развиваться, приходится прикладывать немало усилий. Судя по конечному результату, им это удается. На сегодня в квартирах горожан не только тепло, но и нет проблем с возникновением существенных авральных ситуаций.
- Что конкретно сделано и что предстоит сделать для того, чтобы ситуация с теплоснабжением оставалась стабильной и дальше?
- В 2010 году проведена реконструкция котельной № 5 (школа № 1), где установлен новый котел, котельной № 18, где установлен дополнительный котел, замена котла произведена также в котельной № 3 (возле ветлечебницы). Для дальнейшего улучшения качества предоставляемых услуг в 2011 году предполагается проведение реконструкции котельных № 4 (поликлиника), № 6 (школа-интернат), № 10 (Холмский пер.), № 9 (ул. Некрасова), которая включает замену котлов, котельная № 9 будет переведена с жидкого на твердый вид топлива - уголь. Намечено также подключение жилых домов, расположенных на улице Калинина, к новой теплотрассе с установкой оборудования для снижения давления внутри сети. Все эти мероприятия помогут теплоснабжающим организациям не только поддерживать достигнутый результат, но и улучшить качество предоставляемой услуги.
- Теперь что касается водоснабжения. Радует, что перебоев с подачей воды в квартиры торопчан практически не наблюдается. Но вот что касается ее качества - отдельный вопрос. Вода у нас мутная и зачастую со специфическим запахом. Каждый из потребителей по-своему решает для себя вопрос "пить иль не пить": кто-то устанавливает фильтры, кто-то привозит из родника или колодца. Будут ли предприняты шаги по изменению ситуации?
- Согласно существующей схемы водоснабжения города вода питьевого качества добывается из подземных источников - артезианских скважин, что является несомненным преимуществом перед другими российскими городами. Эксплуатируемая сегодня городская система водоснабжения существует более 30 лет. С момента ее строительства принципиально не изменялась и не модернизировалась, несмотря на повышение требований к гигиеническим нормативам, характеризующим химический состав питьевой воды. Поэтому неудивительно, что у потребителей имеет место ухудшение качества воды.
В связи с возникшей ситуацией администрацией города планируется проектирование водозаборного узла станции 2-го подъема производительностью 30 куб. м./час. с включением ее в систему очистки воды. Реализация проекта позволит довести химические показатели качества воды до требуемых нормативов, защитить внутренние поверхности водопроводов от отложений железа и снизить коррозию, обеспечить надежную работу всех сооружений, использующих в своих технологических процессах воду.
Добавлю, работы по расширению водопроводных сетей будут также продолжены. Что касается тарифа на водоснабжение, то он увеличен на 10, 5%.
- С удовлетворением можно сказать, что исключительно нормально обстоят дела с энергоснабжением жителей города, невзирая ни на какие погодные условия. Это в первую очередь говорит об эффективности работы энергоснабжающей организации?
- Более двух лет город Торопец обслуживает Торопецкое отделение ООО "Региональная электросетевая компания". И с этого момента город снабжается электроэнергией практически бесперебойно, без длительных отключений, если же возникает аварийная ситуация, она устраняется в исключительно короткие сроки.
Результат на пустом месте не возникает никогда. Все предсказуемо и здесь. Только за 2010 год была проведена реконструкция высоковольтной линии электропередач (ВЛ-04кВ) по улицам Озерная, Рыбацкая, переулкам Южный, Спасский, осуществлен капитальный ремонт высоковольтной линии электропередач (ВЛ-04кВ) по улице Пушкина и ряд других работ. В итоге деревянные опоры на названных улицах были заменены на железобетонные, голый провод - на самонесущий изолированный провод (СИП), повысив надежность передачи электроэнергии потребителям.
Этой же организации по конкурсу сдано в краткосрочную аренду и уличное освещение.
- Как уже отмечалось, у нас 179 многоквартирных домов, 135 из них выбрали способ управления через управляющую компанию. У нас она одна, без вариантов - УК ООО "Инвест-Трейд". Содержание и текущий ремонт этих домов - прерогатива именно этой организации. Не все и не всегда удовлетворяет собственников жилья. Что делать и куда жаловаться?
- Начнем с того, что собственники квартир, расположенных в многоквартирных домах, сами выбирают способ управления своим домом и сами решают содержать его собственными силами (посредством ТСЖ или самоуправления) в надлежащем состоянии или же поручить дело специалистам, то есть управляющей компании. У нас в городе создано 28 ТСЖ и 16 домов управляются самостоятельно. В большинстве своем они довольны результатом. К управляющей компании вопросы возникают, причем различного плана и зачастую из-за отсутствия необходимой информации.
В связи с чем особо подчеркну, что и коммунальные службы, и управляющие компании в соответствии с законодательством должны быть максимально открытыми, обеспечивать доступность информации, например, из чего складывается тариф на содержание и ремонт, конкретно должен быть прописан состав работ и услуг, стоимость и средства, которые были собраны с собственников и израсходованы на содержание и ремонт именно их дома, а не какого-то другого. Кроме публичного размещения на сайте или в средствах массовой информации, собственники имеют право запрашивать информацию у управляющей компании о расходовании своих денежных средств, какие работы проведены, куда пошли эти средства.
В связи с возникающими вопросами Торопецкое местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" решило взять на контроль деятельность управляющей компании. Они будут обязаны отчитываться перед гражданами о том, что удалось сделать и куда пошли деньги - как того требует законодательство. Чтобы добиться этого, выработан четкий пошаговый механизм, который позволит навести порядок в этой сфере. Это и аудит документации, и юридическая поддержка жильцов, оперативное реагирование на жалобы, требование регулярного предоставления отчетности от управляющих компаний.
- Кстати, о жалобах. Передаю в Торопецкое местное отделение "ЕДИНОЙ РОССИИ" письмо от жильцов дома №128-а на улице Советской, направленное к нам в редакцию, у которых есть претензии к управляющей компании. Об их разрешении мы сообщим в одном из номеров нашей газеты.