Российский автопром, по словам экспертов, уже в скором будущем может достичь показателей докризисного периода по производству автомобилей и росту их продаж. В этих условиях злободневной становится проблема качественных запчастей, особенно для иномарок, собирающихся совместно с иностранными инвесторами на территории страны.
В настоящее время треть автокомпонентов является импортными поставками, но российские автопроизводители стремятся изменить эту ситуацию к лучшему. Об этом говорят строящиеся новые производства автокомпонентов в разных регионах страны.
Российский автокластер
Чтобы сократить долю импортных автокомпонентов для иномарок, необходимо пропорционально увеличить локализацию. Но она идет очень медленно. Это связано с тем, что автокомпоненты отечественного производства сильно уступают по качеству европейским, и, вследствие этого, не выдерживают конкуренции. Чтобы исправить эту ситуацию, отечественные производители совместно с иностранными инвесторами решили создавать новые производства автокомплектующих, чтобы ускорить процесс локализации.
И первые шаги на путик этому уже сделаны. Так, в Самарской области действует более 300 крупных и мелких производителей автокомплектующих, в Нижегородской области - около 200. Основными потребителями производимых автокомпонентов являются концерны "АвтоВАЗ" и "GM-АвтоВАЗ".
Новые производства строятся в Поволжье, в Ульяновске и в Татарстане. По словам производителей, в этих регионах существуют все условия для создания заводов по выпуску автозапчастей. Новые производства должны быть введены в эксплуатацию до конца 2012 года.
Во втором квартале 2012 года должно быть запущено производство автокомпонентов завода "Таката-Петри Рус" в Ульяновской области. Новое производство будет специализироваться на выпуске ремней, подушек безопасности и рулевых колонок. "Таката-Петри Рус" является российским дочерним предприятием компании "Таката Юроп", которая в свою очередь представляет собой филиал японского концерна.
Новое производство создается на базе Димитровградского автоагрегатного завода. Здесь будет сооружен целый индустриальный парк, в котором будет налажено производство высококачественных автокомпонентов, как для отечественных автомобилей, так и для иномарок, собирающихся на территории России.
В Калужской области французский производитель автокомплектующих "Форесия Аутомотив Девелопмент" в текущем году собирается построить сразу два завода по выпуску автокомпонентов. Соглашение об этом уже подписано между французской компанией и властями региона. Общий объем инвестиций в производство составит 30 миллионов евро. Оба завода будут располагаться в индустриальном парке "Росва". Заводы будут специализироваться на производстве выхлопных систем для двигателей внутреннего сгорания, а также деталей отделки салона для собираемых в стране иномарок.
В Нижегородской области группа ГАЗ собирается построить новое производство автокомпонентов. Власти региона поддерживают этот проект, так как, по их мнению, его реализация поможет привлечь сюда иностранных инвесторов. При этом власти Нижегородской области согласны оказать инвесторам финансовую поддержку и даже предлагают налоговые льготы.
В Нижегородской области для реализации проекта подготовлены две промышленные площадки под строительство производств. Долгосрочный проект предполагает вложение немалых средств. Так, группа ГАЗ вместе со своим акционером, компанией "Русские машины", намереваются вложить в производства на территории Нижегородской области около 7 миллиардов рублей до 2015 года.
Группа ГАЗ ведет переговоры с иностранными производителями о совместной реализации проекта. Среди них немецкая компания "Bosch", итальянский производитель "Danieli", технологический концерн "ThyssenKrupp AG" и альянс "Schaeffler group".
Следует отметить, что по имеющимся данным, в недавнем прошлом немецкая компания "Bosch" искала промышленную площадку под создание своих производств автокомпонентов.
Среди рассмотренных регионов была и Архангельская область. Но, как видно, компания так и не сделала выбор. Возможно, что теперь она начнет сотрудничество с группой ГАЗ в Нижегородской области.
Подобные проекты реализуются и в других регионах в страны. Так, в Ленинградской области в 2010 году заработал завод по выпуску автокомплектующих канадской компании "Magna International Europe AG". Производство специализируется на производстве кузовных деталей, комплектующих для ходовой части, а также металлических элементов систем пассивной безопасности.
Японский автоконцерн "Hyundai" не остался в стороне и создал под Санкт-Петербургом промышленный парк поставщиков автокомпонентов, объединив сразу нескольких японских, корейских и китайских производителей.
Несколько производителей автокомпонентов облюбовали территорию ОЭЗ в качестве промышленной площадки для строительства своих заводов. Так, компания "Рулевые Системы Плюс" намеревается наладить там производство систем рулевого управления для легковых автомобилей. По словам представителей компании, это позволит в два раза увеличить объем производства.
Словенско-российская компания "ТПВ РУС" в скором будущем приступит к созданию завода по выпуску сидений для автомобилей LADA Granta. Как отмечают представители ОЭЗ, 80 процентов инвесторов являются иностранными компаниями, заинтересованными в налаживании производства автокомпонентов на территории нашей страны. Многие из них уже знакомы отечественному потребителю. Теперь в их планы входит локализация производства в России.
Шведская компания "SKF" планирует построить завод по производству автомобильных подшипников в Тверской области. По словам представителей компании, на территории региона есть все необходимые условия для создания подобного производства.
Не отстает от других регионов и Московская область. Мэр столицы выделил на развитие производства автокомпонентов порядка 400 миллионов рублей. Выбранным объектом стала территория АЗЛК. Здесь будут размещены заводы по выпуску автокомпонентов.
Условия промсборки в рамках ВТО
Россия и ЕС договорились об условиях промсборки в рамках ВТО. Из-за локализации производства 35-50 процентов автокомпонентов, иностранные производители опасаются, что они останутся ни с чем. В связи с этим правительство приняло решение о возмещении ущерба поставщикам автокомпонентов. Таким образом, поставщики получат право ввозить автокомплектующие в Россию беспошлинно.
В соглашении также оговаривается, что льготы получат физические и юридические лица, но после предоставления специальной лицензии на ввоз автокомпонентов. Уровень локализации заводов, деятельность которых связана с промсборкой, должен составлять 60 процентов. Эксперты уже подсчитали, что при соблюдении Россией этих условий, потери государственного бюджета от невыплаты пошлин на импорт автокомплектующих может составить 5,14 миллиардов долларов США.
Смогут ли новые производства сократить дефицит автокомпонентов?
Сейчас нельзя уверенно ответить на этот вопрос, так как новые производства автокомпонентов только создаются. Но уже можно дать оценку этому проекту. Новое соглашение между Россией и ВТО выгодно для нас в том плане, что теперь иностранным инвесторам станет намного проще ввозить в нашу стране не готовые автомобили, а их комплектующие. Тем самым происходит некое смещение акцентов с ввоза иномарок на промсборку.
В новых условиях промсборки иностранные автоконцерны будут вынуждены создавать на территории России новые заводы по выпуску автомобилей и их комплектующих. В итоге увеличится не только выпуск, а соответственно и рост продаж иномарок, но и производство компонентов к ним.
На днях премьер-министр страны сообщил, что к 2016 году Россия может стать крупнейшим производителем автомобилей на международном рынке. Для того, чтобы этого добиться, производители заручились не только поддержкой государства, но и стали вкладывать свои средства в технологии, исследования и разработки.
Модернизация производств автокомпонентов говорит о том, что российский автопром на правильном пути. Совместно с иностранными инвесторами можно создать мощную базу для выпуска высококачественных автокомплектующих на территории нашей страны.