Именно такая ситуация складывается в Бердянске. Нравится это кому-то или нет, но экономические реалии таковы, что курортный сезон для нашего города – это то спасение и та надежда, которая помогает выживать значительной части бердянцев. Упаси Боже, я ни в коем случае не пытаюсь принизить роль промышленного развития города. Наоборот. Это очень важно. Но в ситуации, когда промышленного развития фактически нет, тем большее значение приобретает именно курортный сезон.
Однако в последние годы мы наблюдаем устойчивую тенденцию к уменьшению количества отдыхающих. Для этого и статистики не нужно. Любой предприниматель вам об этом скажет, потому что с каждым летним сезоном выручка падает абсолютно у всех. И это факт.
А дело ведь не только в интересах предпринимателей. Уменьшение количества отдыхающих – это прямые потери городского бюджета, тысяч семей бердянцев. Неправильно думать, что от курортного сезона живут только коса, Лиски, Слободка и Пески и предприниматели, работающие в этих районах. Во-первых, в орбиту курортного сезона вовлечена практически вся нижняя часть города, включая еще район АКЗ. Во-вторых, то, что зарабатывают предприниматели и рядовые горожане, кто на сезонных работах, кто сдавая комнаты или квартиры отдыхающим, – все это остается в городе и плавно перетекает потом в сферу услуг, в торговлю, в строительство… Делая те или иные покупки, приобретая те или иные услуги, оплачивая коммуналку, люди, заработавшие на курортном сезоне, затем вкладывают эти деньги в родной город. На самом деле курортная сфера «вытягивает» куда больше людей, чем это может показаться.
Поэтому удивляет, что со стороны городских властей мы не видим никакого анализа, почему происходит так, что с каждым годом отдыхающих приезжает все меньше. А раз нет четкой оценки ситуации, то нет и путей решения существующей проблемы. Хотя многие причины снижения активности в приезде отдыхающих именно в Бердянск, а не куда-либо еще, на виду и очевидны всем.
Интересно, выезжал кто-либо из властей на Верховую, на косу, на оголовок косы? Там сегодня горы мусора. Так это еще только середина лета. Впереди – около месяца самого пика курортной активности. Что же будет с этими территориями к концу лета? Это в экологическом аспекте. А в экономическом – кто захочет после увиденного еще раз приезжать в наш город? Кому приятно находить на пляже тот же окурок, который был найден и в прошлом году? Ведь народная молва часто куда сильнее любой рекламной кампании, которая, к тому же, вообще не ведется в последние три года.
А почему на набережной отдыхающие должны ходить по угольной пыли? Почему в курортном городе десятками стоят высохшие деревья? Почему вообще везде ощущается присутствие запущенности и даже на набережной стоят неотремонтированные лавочки? И таких «почему» много. Для курортного города это недопус-тимо.
А ведь можно было организовать среди предпринимателей конкурс на лучшее оформление кафе, на лучшее обслуживание или на лучшее кулинарное блюдо. Для этого что, какие-то бюджетные деньги нужны – абсолютно нет. Многое можно сделать, стимулируя предпринимателей к различного рода деятельности, а не подавляя их инициативу. Ведь с мая и до середины июня большинство бердянских предпринимателей не могло начать работу на проспекте и на набережной. Кому это было выгодно? Почему люди не могли вести работу даже у своих кафе и магазинов? Почему игнорировались инвестиционные договоры?
В свое время я из своих собственных средств выделяла 50 тысяч грн. на закупку оборудования для реконструированной поликлиники, затем – 35 тысяч на проспект. А сегодня мне говорят: «Это вы давали Баранову, вот к нему и идите, а работать мы вам не дадим». Что ж это за подходы такие? Деньги я, как и десятки других предпринимателей, давала не Баранову, а для города И поликлиника, и проспект делались для всех горожан. А сегодня на том, что делалось раньше для всех, пытаются урвать свою выгоду люди, далекие от понятия порядочности и интересов города. В самом деле, в мае-июне нагнетались страсти, людям не давали работать на набережной и проспекте, велись разговоры о том, что в городе должен быть порядок. А где этот порядок? Как мы все и ожидали, после того, как никому не давали работать, различного рода торговых точек стало еще больше. Их ставят под чужими магазинами, скопом – это разве в интересах города? Это в интересах предпринимателей?
Какие, скажите, нужны были затраты из бюджета для того, чтобы открыто, прозрачно, а главное своевременно провести конкурс на размещение торговых точек. Наоборот – это дало бы дополнительные поступления в местную казну. И сняло бы напряженность в предпринимательской среде. А то в июне в городе мороженое купить негде было. А сегодня пройти между торговыми точками негде. И ведь все это накладывает свой отпечаток на общее впечатление от Бердянска. Лоточки, покрытые прошлогодней клеенкой, – это не плюс, а минус цивилизованного курорта.
Опять же, почему властям сразу не определить места для торговли? А потом провести не только конкурс на то, кому достанутся эти места, но и обязать победителей оформить точки в едином стиле. А для этого еще зимой провести конкурс на разработку внешнего вида точки. Неужели это так сложно сделать? Ведь предприниматели готовы участвовать в благоустройстве города, и многие из нас уже вносили свою лепту в общее дело. Но в ответ малый и средний Бизнес хочет понимания его проблем и со стороны городской власти. А самое главное – правила должны быть едиными для всех.
В дальнейшем конкуренция за привлечение отдыхающих будет только обостряться. И если город не будет уделять серьезное внимание этому вопросу, мы потеряем ту спасительную нить под названием «курортный сезон», которая удерживает сегодня на плаву весь город. Конкуренцию Бердянску составляют уже не только Кирилловка и Крым. Многие наши соотечественники едут сегодня в Турцию, Египет, Тунис. Нашему городу сложно тягаться с названными местами в экзотичности и уровне сервиса. Но у Бердянска есть свои плюсы, которых нет у конкурентов. Это песчаные пляжи, это теплое и мелкое море, йодистый воздух… И в этом смысле наш город – лучшее место для семейного отдыха с детьми. А какова лечебная база наших санаториев! В советские времена санатории работали круглый год. А сейчас… И ведь это проблема не только санаториев. Тут свою помощь должен оказывать город. Продвижение Бердянска как курорта на туристическом рынке – это постоянная задача, которая должна решаться каждый год.
И в этом плане: почему бы нам не возрождать и не развивать наши побратимские связи, основанные между Бердянском и городами других стран еще в советские времена? Неужели администрация Бердянска сделала все возможное, чтобы жители российского Одинцово или польского Бельско-Бяла узнали, какие болезни лечатся в Бердянске и насколько эффективно, какое у нас прекрасное море и солнце. Нельзя сидеть, нельзя успокаивать себя только сайтами в Интернете. Нужно ехать, встречаться и привлекать. Скоординировать и организовать эту работу сможет только городская власть. В исполкоме должны работать специалисты соответствующего уровня. А критерием эффективности их работы должен быть приток отдыхающих в город.
Именно потому в преддверии предстоящих выборов мэра города и совета все мы и каждый из нас должны осознанно и ответственно подойти к этому делу, потому что город – это огромное предприятие. А даже в самый маленький цех всегда стремятся взять специалиста своего дела, который может организовать работу и придать ей новый импульс. Вот такие люди и должны прийти как в совет, так и в кресло городского головы.
А если нас обойдут, если мы упустим время... дети нам не простят, если мы утратим перспективу развития города, а значит, и его будущее. Сегодня своим бездействием город рубит сук, на котором сидит. Автор: Надежда Кузьменко, предприниматель По материалам сайта http://vesvladivostok.ru