Нет в Хакасии никому не нужных людей. Даже самого распоследнего деклассированного элемента власть покрывает своей отеческой заботой. Такой вывод можно сделать, читая отчеты не столько социальных служб, а местных правоохранителей.
До сего момента на бомжей в нашем регионе всем было абсолютно наплевать. Нет, в начале нулевых в Сером доме заводились громкие разговоры на эту тему. Были даже грандиозные планы создания в Хакасии (по примеру больших городов) хотя бы одной уютной ночлежки для бродяг. Но, когда специалисты подсчитали, в какую копеечку такая точка милосердия для региональной казны станет, вопрос тут же категорично сняли с повестки дня. Потом ликвидировали и приемник-распределитель для задержанных за бродяжничество лиц (теперь здесь отбывает назначенные судом сутки ареста вполне платежеспособная публика – проштрафившиеся водители и т.д.). До настоящего времени ни в одной властной республиканской или муниципальной структуре не было ни одного специалиста, который бы работал с подобной прослойкой общественности. И некуда было бомжу со своей бедой податься – везде его ждал отворот-поворот. Рассчитывать хотя бы на какую-то помощь можно было лишь у медиков. И то, если тебя кондрашка на улице хватит или если зимой обморозишься (по экстренным показателям врачи обязаны лечить даже при отсутствии у гражданина документов).
Первые признаки того, что об их существовании все же помнят, здешние бомжи почувствовали в конце августа прошлого года. Правда, весьма сомнительно, что многие из них обрадовались такому пристальному вниманию к их скромным персонам. Хакасское МВД провело тотальные рейды по теплотрассам, коллекторам и прочим привычным местам обитания бездомных. Выковырянные оттуда бродяги доставлялись в милицию, где их не кормили горячей пищей, а дактилоскопировали, фотографировали и заносили имена в специальную базу данных (то есть обращались как с потенциальными преступниками). Тогда правоохранительное ведомство сообщило первую арифметику об имеющемся в Хакасии "поголовье" бомжей (до этого по республике ходили самые разные цифры) – около 1,5 тыс. несчастных граждан, большинство из которых обитает в региональной столице.
Зря опустившиеся на самое дно гомо сапиенсы обижались на служивых. Видимо, таким привычным для силовой структуры образом милиция вникала в суть проблемы. А обобщив результаты исследований потусторонней жизни и придя к выводу, что кроме людей в погонах бродягам в Хакасии и помочь-то некому, организация под руководством генерал-майора полиции Ильи Ольховского взялась за дело.
По инициативе Ильи Ивановича, 1 августа текущего года в ведомстве появилась "группа социальной адаптации лиц без определенного места жительства". МВД аргументировало создание организации следующим лиричным образом (цитата): "Около полутора тысяч жителей Абакана – это лица так называемой "категории бомж". У ряда горожан люди с таким неприглядным статусом вызывают лишь негативные эмоции: их обходят стороной, на вопросы не отвечают, не спешат приходить на помощь. Да и сами абаканские бомжи не горят желанием общаться с гражданами, предпочитая жить своей отдельной параллелью жизни. Однако полицейские решили вмешаться в существующий порядок и попытаться помочь выброшенным на обочину жизни гражданам".
Если бы бродяги имели возможность читать данный пресс-релиз, то, наверное, некоторые из них прослезились бы, осознав, что наконец-то власть будет обращаться с ними не как с отбросами общества, а как с пускай бедовыми, но все же людьми (цитата): "Кроме проверки и установления личности данных граждан, полицейские взвалили на себя и содействие решению ряда социальных вопросов: трудоустройство, оформление документов, удостоверяющих личность, оказание первой помощи и доставление в случае необходимости в медучреждения Абакана". Мало того, МВД задумывало привлечь к своей гуманной деятельности и прочие местные ведомства (цитата): "В ближайшее время полицейские планируют провести совещание с заинтересованными социальными учреждениями и организациями Абакана с целью объединения усилий в работе с такой категорией людей. Полицейские искренне надеются, что их труд не напрасен и оказываемая помощь будет востребована".
Какие планы из полицейского списка реальные, а какие скорее благие, но едва ли осуществимые пожелания? Конечно же, правоохранители действительно в силах помочь бедолагам с документами (у многих из них это наиглавнейшая проблема). Конечно же, не требует больших телодвижений "оказание первой помощи". Но едва ли МВД удастся решить вопрос с трудоустройством деклассированной прослойки общества. Какой работодатель милостиво пожелает предоставить место тому, кто живет в теплотрассе, а питается по примеру не имеющих хозяев собак и кошек? Да никакая полиция и "заинтересованные социальные учреждения и организации" не заставят его это сделать.
При такой грустной действительности, быть может, стоит сосредоточить главные усилия на создании наконец-таки в Абакане приюта для бездомных? Где отыскать для этого помещение? Надо полагать, что при большом желании решить такой, казалось бы, глобальный вопрос правоохранительная структура может и без участия городских властей. Голый факт: когда об этом заводилась речь в начале нулевых, то одной из потенциальных точек размещения объекта значился медвытрезвитель. Тогда он ударно функционировал, а недавно прекратил свое существование. Чем не выход! Это будет реальная, а не декларируемая "помощь выброшенным на обочину жизни гражданам", у которых впереди – беспощадная зима.