Енисейский район водных путей и судоходства, или ЕнРВПиС – организация, ответственная за обслуживание водных путей Енисея и его судоходных притоков. Моему собеседнику особенности работы этой службы знакомы не понаслышке. В гостях у "ШАНСА" – Василий ПРОЗОРОВ, житель старинного городка Енисейск, спортсмен, первый помощник капитана и первый помощник механика на земснаряде "Енисейский-204".
Где у теплохода нос?
– Василий, кто или что повлияло на твой выбор профессии? Быть может, это семейная традиция?
– В некотором смысле – да, потому что я связал судьбу с Енисеем вслед за своим старшим братом. Он работает в этой организации с 1992 года. Начинал с инженера, а сейчас является – в зимнее время – помощником производителя путевых работ. А на лето становится помощником начальника руслоизыскательской партии. Они составляют электронную карту реки Енисей и его многочисленных судоходных притоков. Очень серьезная и ответственная задача, на мой взгляд!
В школе я любил, как и все мальчишки, физкультуру и труд, а также черчение и информатику. Честно говоря, о том, что буду плавать, и не думал. Но пример родного брата стал решающим.
– Где ты учился после школы? Что давалось легко, а что – c трудом?
– В 2006 году я окончил профессиональный лицей №5 поселка Подтесово, получив специальность "Рулевой моторист". Учился, в принципе, без особых проблем! Что-то сам схватывал на лету, ну а когда было сложно, помогали ребята постарше или одногруппники.
Самым сложным для меня был предмет "Судовые энергетические установки", у меня вообще с электричеством нелады! Зато очень любил дисциплину "Уставы судовождения и лоция". Обожаю управлять теплоходом! За уши не оттянешь!
– Ты – первый помощник капитана и первый помощник механика. Звучит внушительно. Обязанностей у тебя, наверное, не счесть…
– Моя профессия сама за себя говорит! Я – правая рука капитана, а капитан – бог на судне! Да, обязанностей очень много – это и судоремонт, и бума жная волокита, и работа с личным составом. На практику приходит много "зеленых" студентов из училища. Часто они не знают, где у теплохода нос, а где корма. Вот и приходится им все объяснять!
За одну навигацию (период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство – Л.К.) становится понятно – будет человек здесь работать или не его это профессия. Многие "ломаются" и прямо во время рейса увольняются, уезжают домой. Для некоторых, действительно, режим, устав и вахты просто невыносимы!
– А чего в твоей профессии больше – трудностей или романтики?
– Ой, а есть ли в судоходстве романтика? Не сказал бы! Ты там работаешь, а не отдыхаешь и пейзажами любуешься. К тому же я сам по себе не романтик! Девушки, конечно же, часто просятся со мной в рейс, но, увы, посторонним на судне находиться нельзя!
Примете вопреки
– Сколько лет ты уже плаваешь?
– Я работаю на реке с 2006 года. Два года был рулевым мотористом, потом – вторым штурманом, а сейчас являюсь первым помощником капитана. За эти пять лет я прошел практически весь Енисей и некоторые его притоки! Был на Красноярском море, ну и вниз тысячи километров!
– У Енисея много притоков?
– Конечно! Ангара, Большой Пит, Кас, Сым, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Курейка, Хантайка и Большая Хетта. Ну, это совсем уже север! Из перечисленных пока я был только на четырех, но, думаю, все впереди! Я мечтаю побывать на родине тунгусского метеорита – в поселке Ванавары, который стоит на реке Подкаменная Тунгуска.
– Чем дальше от цивилизации, тем меньше людей, наверное?
– Что ты, тьма деревень, встречались даже поселения староверов! Я думал, таких и нет уже давно…
Люди живут без света, посты соблюдают и все в таком духе! Народ этот, конечно, совсем другой, и отношение к жизни тоже. Но одно могу сказать точно – везде люди очень жадные до денег, это факт!
– Бывали ли форс-мажорные обстоятельства во время плавания?
– Самая страшная и красивая река для меня – Нижняя Тунгуска! Это очень жестокая река с тремя тяжелейшими для судоходства порогами и десятком шивер (каменистый перекат, мелководный участок реки – Л.К.). Там и был случай аварийный!
Работал я еще мотористом на небольшом теплоходе. Мы плыли, а на буксире вели другой катер с инвентарем и оборудованием. Наш капитан был на этой реке в первый раз, и очень чувствовалось его волнение. Мы подходили к шивере, а чуть ниже находилось улово, в простонародье – воронка. Капитан попал в поток, и нас выкинуло с судового хода как раз на улово.
Теплоход-то вырулил, а вот катер на буксире (трос был метров 25) попал в улово! Он накренился, и все, что было на палубе, полетело в воду… Я уже стоял на аварийной отдаче троса, и слава богу, что катер не перевернулся… Иначе он пошел бы на дно, и если бы я не успел отдать трос, катер утащил бы нас за собой!
– В таком случае есть ли у вас приметы?
– Есть, конечно! В рейс никогда не уходят в понедельник, при выходе с затона гудеть нельзя, обязательно сломаешься! Это две основные.
– А соблюдаете ли пресловутое "женщина на борту…"?
– С одной стороны – да, женщины на борту не приветствуются, а с другой – у нас на всех теплоходах повара – женщины, а на некоторых и матроски есть! Не особо следуем мы этому правилу, получается.
Когда нервы сдают...
– Часто ли у тебя менялось "место работы"?
– За свою небольшую "жизнь на реке" я поработал на нескольких теплоходах, сейчас тружусь на земснаряде "Енисейский-204". Земснарядами называют суда технического флота.
Это очень большой аппарат, который применяется для подводной разработки и выемки грунта при дноуглубительных работах. То есть мы занимаемся как добычей песка или гравия, так и просто расчисткой и углублением судового хода.
– Расскажи о вашем капитане.
– На земснаряде не капитан, а командир. Это замечательный человек, зовут его Василий Викторович Кукачев. Так совпало, что он не только мой тезка, но и родились мы с ним в один день, 14 марта.
Как командир он молодец, если надо – и наорать может, но если со всем умело справляешься, может и поблажку какую-нибудь сделать, да и премией порадовать! В общем, командир у нас хороший и, соответственно, команда такая же! А если команда уважает своего командира, то и работа идет гладко и бойко!
– Большая ли у вас команда?
– Сейчас в нашей команде семь основных членов экипажа. Плюс к тому, каждый год из училищ присылают двух-трех студентов на практику. Они только к концу лета начинают понимать, что к чему, а практика уже заканчивается! И мне весной опять предстоит объяснять все новеньким!
– Можно ли сказать, что за время навигации команда становится почти семьей?
– Команды везде разные. Есть и такие, где чувствуешь себя как не в своей тарелке, а есть и очень гостеприимные! Отношения в нынешнем экипаже у нас хорошие, но, как и на любом производстве, бывают разногласия. Хотя это и неудивительно – три месяца видеть одни и те же лица!
Но ссоры быстро проходят, и никто о них не помнит. Бывает, что нервы сдают, особенно когда начинают подводить механизмы!
– А в ноябре, когда навигация на Енисее завершается полностью, вы все уходите в отпуск?
– Да, обычно это получается именно в ноябре, перед ледоставом. Мы уходим в отпуск до февраля. После отдыха происходит судоремонт, подготовка судна к навигации. Потом все по-разному уходят на участки. Осенью разоружение (подготовка судна к зимнему отстою) и опять отпуск!
Мужская дружба
и женская верность
– Твоя жизнь дома. Чем ты увлекаешься, как проводишь свободное время?
– Во время отпуска я плотно занимаюсь спортом. Раньше, до устройства на работу, я уже достиг звания кандидата в мастера спорта по пауэрлифтингу (силовое троеборье).
Свободное время стараюсь проводить со старыми друзьями, в компании тех людей, которым я доверяю, с которыми весело и уютно! Все мы работаем в разных областях, но большинство моих друзей – это бывшие коллеги по спорту. На соревнования мы уже, конечно, не ездим, но зал посещаем частенько.
– Ты родился и вырос в Енисейске, городе с историческим прошлым, буквально музее под открытым небом. Как ты думаешь, повлияло ли это на тебя, твою личность?
– Для меня этот город родной и все тут привычно. Я особо не обращаю внимания на все его архитектурные красоты. Для меня Енисейск – обычный, спокойный и очень маленький городок. Люди здесь добрые, спокойные, не суетливые. Наверное, и я такой же!
– Есть ли у тебя жизненные принципы?
– Принцип у меня один, но довольно весомый! Каждый в жизни должен добиться всего сам! Не люблю мажоров и протеже! Стараюсь этого принципа и придерживаться. Да, бывает, мне помогают, но мудрыми советами, не более…
– Что ты ценишь в людях?
– Больше всего ценю честность и целеустремленность. Не люблю слабаков! И очень поддерживаю мужскую дружбу!
– А чего бы никогда не простил?
– Измену любимой девушки! С моей работой часто приходится с этим сталкиваться. Очень трудно найти девушку, которая каждый год будет ждать тебя по три и четыре месяца! Сейчас в личной жизни у меня все хорошо, и это очень радует.
– Самые дорогие для тебя люди?
– Мои любимые мама и старший брат Андрей! Так получилось, что у меня с ним разница в 15 лет. Папа умер, когда мне было всего два месяца, так что, можно сказать, брат был у меня вместо отца.
Человек он очень серьезный и строгий, живем мы с ним сейчас дружно, хотя не обходится и без разногласий из-за моего сложного и дерзкого характера. Бывает так, что он меня просто-напросто не понимает!
Мама у меня уже пенсионер, почти всю жизнь отработала в детском доме вахтером. Есть еще один человек, который мне очень близок – это мой друг Александр! Мы с ним общаемся очень давно, мы с первого класса вместе! И в школу одну ходили, и в спортзал вместе, и все детство плечом к плечу!
– О чем ты мечтаешь?
– Мечта у меня обычная – как любой нормальный парень, хочу жениться на хорошей девушке, создать семью, растить детей и жить себе поживать! Но есть еще одна, давняя – хочу в ралли "Париж-Дакар" поучаствовать! Вот такая странная мечта…