Если, не дай бог, все пойдет дальше так же, как сейчас, то главе Хакасии Виктору Зимину скоро, наверное, придется заводить еще одного заместителя председателя правительства – по экстренным проблемам. Иначе Виктор Михайлович лишь чрезвычайщиной будет вынужден заниматься, а не прославлением подведомственной территории и прочими благими делами. По крайней мере, минувшая неделя получилась у нас столь беспокойной, что нехорошие новости о Хакасии появились не только на лентах федеральных информагентств, но и в эфирах центральных телеканалов, которые, как правило, если что-то скверное сообщают о затерянной где-то на российских просторах территории, то лишь в случае, когда об этом просто нельзя молчать.
Паводковое
противостояние
Последние вести, касающиеся ЧП, которое произошло менее месяца назад в Абазе – якобы чуть не случившегося глобального потопа. Напомним, что после апрельского ЧП Виктор Зимин публично предложил абазинскому мэру Сергею Фефелову ("если совесть тоже есть") уйти в отставку. В минувший четверг, 5 мая, на официальном сайте администрации данного муниципального образования было опубликовано обращение городской Общественной палаты к хакасскому губернатору по поводу апрельских событий.
Цитата из этой депеши: "Дамба в Абазе была построена по заказу комитета по экологии и охране окружающей среды правительства РХ и находится под его надзором. Однако противопаводковое сооружение, которое должно обеспечивать защиту города от наводнения, не в полной мере выполняет свои защитные функции и пропускает воду, как решето. Жители города обеспокоены, так как в ближайшее время ожидается сход коренной воды, который представляет более серьезную опасность для города, чем ледоход.
Нынешние восстановительные работы на дамбе вызывают у горожан тревогу: они считают, что песчано-гравийная смесь, ранее поднятая со дна реки, не может служить надежным строительным материалом для укладки в "тело" дамбы. По мнению абазинцев, нет смысла в повышении уровня дамбы в районе улиц Набережная, Кулакова. На протяжении всей истории Абазы уровень реки Абакан в этом месте никогда не поднимался до критического уровня высоты дамбы. Работы, которые сейчас начаты в этом районе, ведутся без проектно-сметной документации. Между тем высота уровня дамбы на этом участке значительно выше, чем на участках, ежегодно попадающих в зону подтопления. Кроме того, повышение уровня дамбы на этом участке нарушит не только эстетический вид города, но и лишит абазинцев традиционного места для отдыха и прогулок.
У жителей, проживающих в районе подтопления, также вызывают недоумение работы, которые проводились в 2010 году по дноуглублению русла реки Абакан: русло реки не углубляется, а расширяется, и это изменяет скорость, уровень и естественное течение реки.
Собственники дач общества "Строитель" хотели бы получить ответ: кем и по чьему распоряжению проводились взрывы 15 апреля 2011 года в верховьях реки Абакан. Решение, принятое Вами утром 17 апреля 2011 года, отстранить главу города Фефелова С.В. и первого заместителя Дорохова А.С. в период неотмененной ЧС, считаем необоснованным. До тех пор, пока не будут получены ответы на поставленные общественностью города вопросы, просим Вас не делать скоропалительных выводов. Любое Ваше решение, принятое вне правового поля, расколет население города на две части, обострит противостояние и не решит проблем, возникших более десяти лет назад".
Сколько стоит
дамба?
Глава Хакасии Виктор Зимин продемонстрировал образец информационной открытости. Послание абазинской Общественной палаты он прокомментировал ИА "Хакасия".
Цитата: "Во-первых, по всем техническим и иным вопросам относительно укрепления дамбы, которые есть у граждан, население города может получить ответы от компетентных специалистов. […] Не хочу обижать членов Общественной палаты города, но вряд ли они имеют профессиональную подготовку в вопросах сооружения противопаводковых сооружений. И вряд ли уместно использовать выражения, что дамба "пропускает воду, как решето". Есть проектное решение, которое доступно для всех желающих, можно с ним ознакомиться. Специалисты отвечают за свою работу, поэтому нельзя огульно подвергать их компетентность сомнению, ставя во главу угла прогулки и эстетику вместо обеспечения безопасности.
Во-вторых, решения об отстранении главы города от должности я не принимал. Была высказана резко негативная оценка деятельности руководителя администрации, ответственного за жизни людей, по обеспечению безопасности жителей Абазы. Если бы в результате неправильной оценки ситуации погиб хоть один человек, то заявление об отставке писал бы уже я как глава Хакасии, потому что в тот момент находился на месте ЧС. Администрация Абазы во главе с руководителем неверно оценила риск опасности для людей, не приняла должных мер по оповещению жителей, по их перемещению в безопасное место. Ледово-водная масса была в нескольких десятках сантиметров от края дамбы. Если бы взрывы не помогли, гуляющих по дамбе в считанные минуты просто смело бы с берега… Решение о дальнейшей деятельности на посту градоначальника глава должен принять самостоятельно, основываясь на собственной совести и отношении живущих в городе людей. Повторюсь, вопросами безопасности пренебрегать нельзя – кому, как не абазинцам, знать об этом! А опасность была критически близко".
Мы тоже, как и абазинские общественники, не специалисты в вопросах сооружения противопаводковых объектов, но заметим, что такая работа стоит бешеных деньжищ, которыми распоряжается, конечно же, не городская, а региональная власть. И, конечно уж, она должна решать, где что-то нужно подлатать, а где можно провести такой ремонт позже.
Так, в 2010 году общие затраты по регулировке, расчистке и дноуглублению водных объектов республики составили более 17,7 млн. рублей. Их выделило министерство природных ресурсов России, и вся сумма целиком ушла на (цитата из государственного доклада "О состоянии окружающей среды РХ в 2010 году") "работы по расчистке и дноуглублению реки Абакан в районе МО город Абаза […] протяженностью 0,558 км". А что касается возведения берегоукрепительных гидротехнических сооружений, то в 2010 году его вообще в Хакасии не проводилось, а на ремонт имеющихся дамб ушло почти 14 млн. рублей (причем вся сумма – из республиканского бюджета). Было отремонтировано почти 1,5 км.
Попала ли многострадальная Абаза в список осчастливленных хакасской казной муниципалитетов? Увы, нет. ГУ РХ "Управление инженерных защит" проводило ремонтные работы лишь на четырех берегоукреплениях в южной части республиканской столицы, в поселке Нижняя Согра, в деревне Луговая Аскизского района и в селе Белый Яр. Кстати, в районе последнего в этом списке муниципалитета в один день с абазинской нехорошей историей тоже пришлось лед на Абакане с вертолета бомбить, но его начальство публичной порке не подверглось. То есть там, где в прошлом году дамбу ремонтировали, но при этом все равно пришлось авиацию поднимать в воздух, местная власть сработала идеально, а в той территории, где на берегоукрепление в 2010-м хакасский бюджет денег не выделял, городское начальство показало себя самым скверным образом?
Главное зло Хакасии
Ну ладно, это дело уже минувшее. Накануне праздника Победы Хакасия опять получила столь могучий пиар, о котором (если бы речь шла о хорошем) руководство республики пока что может лишь мечтать. В субботу, 7 мая, интернет-издания и федеральные телеканалы показали кадры из Хакасии, напоминающие партизанские хроники времен Великой Отечественной войны – рухнувшие в реку пролеты железнодорожного моста. Такие же нехорошие картинки из наших реалий российское телевидение продолжало демонстрировать и весь следующий предпраздничный день. Итак, что опять у нас громыхнуло?
Грандиозная авария произошла в субботу в начале восьмого часа утра на реке Абакан на границе Аскизского и Бейского районов. По предварительной версии, на железнодорожном мосту на перегоне станция Камышта – станция "Алюминиевая" произошел подмыв одной из опор. В результате один пролет рухнул в воду, а другой оказался в подвешенном состоянии, опираясь на наклоненную опору. Страшно даже представить, что бы здесь случилось, если б в этот момент по путям двигался железнодорожный состав.
К счастью, пассажирское движение здесь не осуществляется. Почти 60-километровая железнодорожная ветка находится в ведении саяногорского АО "Отделение временной эксплуатации" и предназначена для ежедневной поставки по ней около сотни вагонов украинского глинозема и кокса на хакасские алюминиевые заводы "РУСАЛа" и вывоза уже готовой продукции. Кроме того, по этим же путям планировалась поставка части оборудования для ремонта Саяно-Шушенской ГЭС. В довесок по той же железной дороге вывозится уголь Восточно-Бейского разреза. То есть можно посочувствовать господину Дерипаске, топ-менеджерам "РусГидро" и компании "СУЭК". Учитывая, что принадлежащие данным экономическим структурам предприятия являются крупнейшими налогоплательщиками, а их стабильная работа имеет социальное значение для всея Хакасии, не стоит удивляться, что тут же кошмарную ситуацию взял под личный контроль губернатор Виктор Зимин. В республике был объявлен режим ЧС.
По сегодняшним оценкам, ремонтировать аварийный мост придется как минимум месяца три. Как все это долгое время будет осуществляться завоз сырья и отгрузка продукции алюминщиков и вывоз здешнего "черного золота"? На помощь придут товарищи из отдельной железнодорожной бригады минобороны, дислоцированной в Абакане. Для этого с раннего утра понедельника, 9 мая, на месте ЧС начаты подготовительные работы по возведению временного обводного рамно-эстакадного мостового сооружения. Проектировщики изучают рельефные особенности местности, труженики лесхозов спиливают прибрежную растительность, специалисты-дорожники и гидротехники определяют места подъездных путей для работы спецтехники, сотрудники МЧС обеспечивают безопасность работ на воде. На сборку временной переправы уйдет пара недель, и до конца лета по ней будет осуществляться движение грузовых составов. Сейчас планируется, что к началу осени закончится ремонт рухнувшего сооружения...
Если сегодняшняя версия о том, что катастрофа случилась из-за подмыва мостовой опоры верная, то приходится констатировать, что главная беда Хакасии – это вода. Только за время правления нынешнего республиканского главы Виктора Зимина из-за могучих потоков Н2О случилась трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, будто бы рисковала оказаться затопленной Абаза, а теперь вот из-за буйства того же Абакана глобальные потери грозят крупнейшим российским холдингам.