В 1957 году в Артеме начала работать фабрика пианино «Приморье». Советским людям нужны были музыкальные инструменты даже здесь, на окраине СССР. Многие хотели, чтобы их дети учились музыке и… чем черт не шутит! Может, ребенок талантлив, он вырастет и покорит весь мир…
Главные комплектующие везли из Ленинграда – механику и клавиатуру. Специалистов искали здесь, учиться отправляли в Ростов, Ленинград. Первые пианино расхватывали моментально.
Но через несколько лет, в начале 60-х поменялся поставщик: механику и клавиатуру стали присылать из Калуги гораздо худшего качества, чем ленинградские. Снизилось и качество готовых инструментов. Как-то раз партию заказала Япония. Через некоторое время японцы обратились с вопросом: почему скрипит палка, к которой крепится педаль? Почему скрипит… Кривая, вот и скрипит. Японцам посоветовали повернуть палку другой стороной. Больше они пианино «Приморье» не покупали.
Качество так и не улучшилось, скорее, наоборот. И в 1985 году фабрика закрылась. Тем более, что появился выбор, появилась возможность привозить инструменты из-за границы – лучшего качества.
Прошло почти 25 лет. Как сложилась жизнь у специалистов, потерявших работу в 1985 году?
2 июля несколько человек, бывшие фабричные, собрались у Генриэтты Латушкиной – в основном настройщики и регулировщики (настройщики дают инструменту голос, регулировщики добиваются, чтобы механика и клавиатура звучали совместно и красиво).
Анатолию Шевкуну (настройщик) уже 78 лет. Он работает настройщиком в музыкальной школе. Еще он делает домры и балалайки. Еще он ходит в тайгу, он заядлый таежник (раньше – корневщик, то есть охотник за женьшенем, теперь молодые берут его шишковать: подсаживают на кедр, и он сбивает шишки). Еще у них с женой дача (жену Марию он привез из Ростова).
Владимир Коваль (настройщик) работает в музыкальной школе настройщиком.
Сергей Соловьев (настройщик) живет во Владивостоке и работает в институте искусств настройщиком.
Генриэтта Латушкина (настройщица) предприниматель, живет во Владивостоке. Ее первый кооператив, который она организовала, как только кооперативы были разрешены, назывался «Музыкальный мастер» и занимался настройкой музыкальных инструментов. Сейчас у нее сеть магазинов «Мастер» (ткани и швейная фурнитура).
Раиса Вялых (регулировщица) живет в деревне и ведет хозяйство. Ее муж был первым секретарем артемовского горкома до момента, когда КПСС была упразднена вместе с горкомами. В это время у Раисы умерла тетка в Кролевцах и оставила в наследство дом. Супруги уехали в деревню. Теперь у Раисы 50 соток земли, пять коров – огромное хозяйство.
То есть никто не потерялся «в хаосе 90-х» (а фабрика закрылась как раз перед «хаосом»), не спился, все бодры, не унывают, не жалуются, все работают, заняты делом.
Поучительное в истории фабрики пианино именно это: ее работники.
Так, может, и другим не следует ныть, что предприятие закрывается, жить не на что, – а заняться делом?
И, может, не стоит поддерживать предприятие, гонящее неконкурентную продукцию, а то и откровенный брак, – а закрыть его или перепрофилировать на выпуск чего-нибудь более полезного?