В процессе эксплуатации, а также из-за погрешности при изготовлении деталей привода газораспределительного механизма (ГРМ) или вследствие неквалифицированно проведенного ремонта привода ГРМ возможно значительное отклонение фаз газораспределения от заданных значений. В то же время известно, что правильность фаз газораспределения является одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и экономические показатели двигателя. Поэтому при снижении тяговых свойств двигателя (зачастую значительное), повышении эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя (тряска двигателя на холостом ходу, заглыхание двигателя при движение накатом и пр) возникает необходимость проверить и, при необходимости, правильно установить фазы газораспределения. Газообмен в 4-хтактном моторе играет слишком значимую роль. От того, какой распредвал стоит, напрямую зависят характеристики двигателя. Ошибка 2% в установке фаз газораспределения в двухвальных машинах (например, ВАЗ-2112, ЗМЗ 406, ЗМЗ 405) приводит к падению мощности двигателя на 5-10%. Замечу, что 2% - это менее 1/6 части зуба шестерни распредвала.
Следует отметить то, что в 50% случаев виновником неправильной установки фаз является то, что подавляющее количество автосервисов не в состоянии проконтролировать правильность установки фаз ГРМ кроме как визуально (по меткам). Ошибка в 10% на шестерне ГРМ далеко не редкость, и связано это с точностью изготовления запчастей. Вот и получается ремень (цепь) стоит по меткам, а машина не едет. Применение приборов индикаторного типа позволяет достаточно точно проверить установку фаз, но это очень трудоемкая операция. Дополнительная сложность в том, что индикатор должен быть рассчитан на конкретную модель. Вот тут мы и приходим к тому, что лень - это двигатель прогресса. Применение прибора Мотодок-
II
позволяет проверить установку фаз прямо на работающем моторе. Мотодок-
II
- это мотортестер производства лаборатории
Quantex
. Его возможности очень широки, но сейчас нас интерисует только возможность получить график давления в цилиндре. Наиболее трудоемкая операция, в данном случае - это выкручивание одной свечи зажигания, вместо которой устанавливается датчик давления. Эта аппаратура абсолютно не связана с маркой автомобиля и тонкостями конкретного механизма ГРМ. Погрешность проверки фаз менее 1%. Самое приятное, для любителей тюнинга, при установке тюнинговых распредвалов, часто изменена впускная и выпускная система на автомобиле, либо изменена форма каналов в ГБЦ, увеличен объем двигателя. Производитель распредвала даёт рекомендации по установке распредвала, исходя из параметров усредненного стандартного мотора. Установка вала по графику давления позволяет учесть всё.