Сентябрь принял эстафету предшествующих месяцев, когда дилеры последовательно обновляли посткризисные максимумы продаж. В первый месяц осеннего сезона клиенты автосалонов приобрели 4 042 новых легковых и легких коммерческих авто. Этот объем обеспечил символический прирост к августу 2011 года (+ 0,55%) и значительную динамику по отношению к сентябрю 2010 года (+ 81,34%).
Несмотря на некоторое сокращение темпов роста по сравнению с летними месяцами, итоги III квартала оказались наиболее результативными за последние 4 года – 11 8.65 реализованных автомобилей. Это на 8,68% выше показателя предыдущего квартала и на 94,13% превышает показатель сбыта в аналогичный период годичной давности.
Число проданных новых легковых автомобилей, включая категорию LCV, по итогам 9 месяцев с начала года удвоилось (+102,36%), достигнув отметки 29 063.
В полной мере воспользоваться преимуществами единого таможенного тарифа, вступившего в действие в июле 2011 года, участникам рынка сегодня не позволяют лишь ограниченные объемы поставок.
Между тем объемы импорта подержанных автомобилей в структуре казахстанского рынка сократились до исторического минимума в 2%.
СЕГМЕНТ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Сентябрьские продажи в сегменте легковых автомобилей составили 3 427 единиц против 1 758 годом ранее.
Квартальные объемы сбыта пассажирских автомобилей в июле – сентябре достигли 9 889 единиц, что означает плюс 103,64% к результатам прошлого года. По отношению к показателю II квартала 2011 года рост скромнее – 8,81%.
В период с января по сентябрь 2011 года отмечен более чем двукратный рост – 111,75%, что соответствует 24 2.50 реализованным легковым авто.
Наиболее внушительный вклад в динамику рынка внесли бренды Lada, UZ-Daewoo и Hyundai: на них пришлось 56% продаж сегмента в III квартале.
Завидной устойчивостью отличаются показатели марки Lada – ее доля неизменно сохраняется на отметке 31%. В III квартале казахстанский парк пополнился 3 069 «Ладами», что более чем вдвое превышает сбыт в июле – сентябре 2010 года.
Практически не изменилась и рыночная доля продукции UZ-Daewoo – 12,76%. Одновременное ослабление позиций ближайших конкурентов открыло дорогу узбекским автомобилям ко 2-й строке рейтинга. В III квартале реализовали 1 262 автомобиля.
Начало продаж автомобилей Hyundai российской сборки оживило интерес к этой марке. В рассматриваемый период она стала третьей по объемам продаж в республике (1 203 единицы). Как результат, со 2-й на 4-ю строчку рейтинга откатился бренд Toyota, а его рыночный вклад сократился более чем на треть (с 14,6% до 9%). Сбыт марки без учета моделей LCV в III квартале составил 897 авто.
Как и в минувшем году, пятерку фаворитов замыкают автомобили Chevrolet казахстанской и российской сборки – 499 проданных авто.
Квартальные продажи в размере 412 авто (без учета LCV) подняли бренд Nissan на одну, шестую строку вверх. Позицию №7 заняли автомобили KIA усть-каменогорской сборки – 370 проданных авто.
329 проданных автомобилей в июле – сентябре 2011 года против 62 годом ранее – результат казахстанского дистрибьютора украинских седанов под логотипом ZAZ. Один непроданный автомобиль отделяет от запорожской марки дилеров бренда Mitsubishi. Незначительно потеряв в доле, японцы заняли по итогам квартала 9-ю строчку.
3% сегмента легковых автомобилей пришлось на внедорожники SsangYong. В июле – сентябре текущего года было реализовано 298 авто костанайской сборки (6 единиц – годом ранее).
При этом премиальный сегмент казахстанского рынка новых автомобилей, начиная со второго полугодия 2011 года, не демонстрировал признаков устойчивого роста. На фоне общего «удвоения» объемов рынка продажи люксовых брендов остались на уровне прошлого года. Более того, сбыт легковых моделей Mercedes-Benz в III квартале 2011 года снизился более чем вдвое, если сравнивать с показателями предыдущего года. Продажи марок Audi, Porsche, BMW сократились на 22%, 19% и 14% соответственно. Исключение составили лишь итоги работы дилеров Lexus и Land Rover, их сбыт вырос на 117% и 47% соответственно.
Структура сегмента в разрезе моделей
Пропорция между российскими и казахстанскими производителями в TOP-20 самых продаваемых моделей не изменилась и выглядит как 7:5 в пользу автопрома РФ. Однако в текущем году среди традиционных российских бестселлеров появились новые модели под иностранными брендами.
Так, сразу вторую строчку рейтинга моделей в III квартале занял Hyundai Accent, выпускаемый в Санкт-Петербурге. Сегодня новинка уступает по объемам продаж лишь бюджетному седану Daewoo Nexia.
Как и годом ранее, «бронза» досталась Lada Priora. Три следующие позиции также заняты продукцией тольяттинской или усть-каменогорской сборки: Lada Samara, Lada 2107, Lada 4x4.
Не вошедший в прошлогоднюю «двадцатку» ZAZ Chance по итогам III квартала 2011 года получил 7-е место. На два пункта улучшил свое положение седан KIA Cerato усть-каменогорской сборки. 9-ю строчку сохранил за собой внедорожник UAZ Hunter.
Завершает первую десятку успешных моделей Toyota LandCruiser 200. Daewoo Matiz переместился на три строчки вверх, опередив два других продукта японской марки – седан Corolla и SUV LandCruiser Prado. Названные модели Toyota несколько уступили конкурентам, в то время как костанайский SsangYong Kyron поднялся на 14-ю позицию.
Его «соклассница», Chevrolet Niva, остается на прошлогодней 15-й строке рейтинга.
Седан Chevrolet Cruze усть-каменогорской сборки прибавил 19 позиций к положению в III квартале 2010 года.
Lada Kalina (№17) также поднялась на три строчки.
Успешным стал недавний дебют на рынке кроссовера Nissan Juke. В TOP-20 бестселлеров рынка он обошел Hyundai Tucson и Skoda Octavia, которые замыкают рейтинг.
СТРУКТУРА РЫНКА В РАЗРЕЗЕ КОМПАНИЙ-ДИЛЕРОВ
Наиболее успешным игроком на рынке легковых автомобилей по-прежнему остается группа компаний «БИПЭК АВТО». Однако III квартал 2011 года сопровождался замедлением роста производства на заводе «АЗИЯ АВТО» (в составе группы) и рыночной доли холдинга на 5,28%. По итогам июля – сентября текущего года вклад «БИПЭК АВТО» составил 38,39%.
Благодаря росту продаж продукции под маркой Hyundai, 2-ю позицию рейтинга дилеров сумела занять КМК «Астана Моторс». На ее долю пришлось 15,36% рыночного сбыта. Годом ранее компания балансировала между 3-й и 4-й строчками. В интересующий нас период на этих позициях разместилась сеть автосалонов «Вираж» (13,59%) и дилерская группа «Меркур Авто» (13,35%). При этом существенных изменений вклад обоих игроков не претерпел.
Последней в пятерке ведущих дилеров осталась группа «Аллюр Авто», чья рыночная доля составила 4,12% (прошлогодний результат – 2,16%).
ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В период с января по сентябрь текущего года в Казахстане было выпущено 5 038 легковых автомобилей, что в 2,55 раза больше, чем в аналогичный период 2010 года.
По итогам 9 месяцев на долю АО «АЗИЯ АВТО» (г. Усть-Каменогорск) пришлось 4 302 выпущенных автомобиля марок KIA, Chevrolet, Lada и Skoda. На базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» (г. Костанай) в январе – июле 2011 года было произведено 736 автомобилей марки SsangYong.
Продажи легковых автомобилей казахстанского производства в январе – сентябре 2011 года составили 4 660 единиц, что в 2,56 раза выше прошлогоднего показателя.
Доля автомобилей казахстанского производства в сегменте новых легковых автомобилей по итогам 9 месяцев с начала 2011 года сократилась с 19,62% (в январе – августе 2010 года) до 16,92%.