До конца года на Дальний Восток будет перевезено лишь около 1, 7 тыс. отечественных автомобилей, что составляет 3% от запланированного объема. Напомним, в надежде совладать с импортом подержанных «японок», правительство в начале года организовало бесплатную перевозку отечественных машин на Дальний Восток. Однако эта услуга оказалась практически невостребованной, пишет газета «РБК-Daily».
К 1 сентября этого года в рамках программы льготной доставки на Дальний Восток перевезено 1, 1 тыс. новых отечественных автомобилей, говорится в отчете правительства о мерах по поддержке экономики. Прогнозируется, что до конца года бесплатно будет перевезено 1, 7 тыс. автомобилей.
Правительство приняло постановление об организации перевозок автомобилей отечественного производства на Дальний Восток в марте. Согласно этому решению, плата за такую перевозку не взимается, а РЖД получают соответствующую субсидию. В общей сложности в бюджете на компенсации железнодорожникам было заложено 2 млрд руб. , однако на 1 сентября было освоено лишь 34, 8 млн руб. , или 1, 7%. Таким образом, перевозка одной машины обошлась в сумму около 31 636 руб. , а значит, до конца года сумма субсидии может возрасти до 53, 78 млн руб. (2, 7% от максимальной).
Низкие цифры продаж новых отечественных авто на Дальнем Востоке были вполне ожидаемы. В 2008 году 97% местного рынка приходилось на подержанные автомобили, новых же автомобилей отечественного и зарубежного производства было продано всего 10, 3 тыс. Зарезервированные 2 млрд руб. предполагали перевозку на Дальний Восток около 63, 2 тыс. новых автомобилей.
Как отмечает гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков, на рынке ДФО новые машины неконкурентоспособны, причем дело не только в том, что они проигрывают по цене подержанным «японкам», но и в целом по стоимости содержания автомобиля, сервисному обслуживанию, наличию запчастей и т. п. «С повышением импортных пошлин ситуация изменилась не так сильно, – отмечает он. – Импорт подержанных машин юрлицами упал в 20 раз, но физлицами – лишь в пять-шесть и в целом по итогам года составит около 25-30 тыс. автомобилей».
Но усилия правительства не оказались совсем уж бездейственными. Если в целом российский рынок новых автомобилей просел в два раза, то в ДФО он, по сути, растет, говорит Сергей Целиков, – за первые полгода продано 4, 2 тыс. новых машин. Причем лидерами продаж стали привозимые на льготной основе модели «АвтоВАЗа» (834) и УАЗа (1029).
ПримаМедиа.
От редакции
Однажды с таксистом зашел разговор об отечественных авто. Он рассказал, что отец его приятеля ветеран ВОВ. Деду недополученный когда-то орден компенсировали натурой. Два или три года назад фронтовика пригласили отцы-командиры из администраций города и края. Поздравили с победой и налили сто грамм фронтовых. От выпитого дед буквально «потерялся» (утратил бдительность и здравый смысл»), а поэтому согласился «орден» взять натурой – автомобилем ВАЗ, «семеркой».
Пригнали старику машину, поставили в гараж, где она стоит до сих пор, занимая пространство. Раз такое дело, то фронтовик решил эксплуатировать орден на колесах по полной, но, увы и ах, началась бесконечная череда поломок. Дед расстроился, но вернуть машину в соцзащиту еще нельзя – не прошло пять лет, продать – табу, сдать в аренду тоже.
«Японская машина сделана для людей, а наша для того чтобы иметь друзей-механиков, и чтобы владелец разорился, – сказал в завершение таксист. – Так что я лучше возьму две таких (имея ввиду свою старенькую округлую «Висту»), чем одну новую нашу».