Большинство вопросов предстоящей сессии горсовета будет посвящено детализации статей городского бюджета. Из множества программ, предложенных на рассмотрение депутатам, самой неоднозначной оказалась программа ремонта дорог.
Во вторник, в свой День рождения, заместителю городского головы Валерию Харченко, отвечающему не только за подготовку данной программы, но и за состояние дорог, пришлось выслушать на депутатском дне немало критических замечаний. Оно и понятно: состояние дорог в Бердянске полностью соответствует фразе из анекдота: «У вас дорог нет – есть только направления». Тем удивительнее выглядит нежелание исполнительной власти что-либо менять в подходах к решению данной проблемы: практически все выделяемые средства направляются на ямочный ремонт. А ведь многолетняя практика показала, что это совершенно бессмысленное закапывание денег в землю. Во-первых, даже залатанная дорога не выглядит отремонтированной – на ней все равно «три ухаба на версту» (ну не умеют наши дорожники латки полностью сравнивать с дорожным полотном, чтобы дорога была ровной и гладкой). Во-вторых, качество материалов и работ оставляет желать много лучшего. В результате, залатав ямы на дороге в этом году, готовьтесь ставить латки на ямы на этой же дороге и в следующем. Давно всем очевидно, что необходим капитальный ремонт дорог. Но на него нет денег. По заверениям Валерия Харченко, для поддержания дорог в хорошем состоянии город ежегодно должен тратить на их ремонт сумму около 36 миллионов гривень, а имеется менее 2. Но, как справедливо заметили в зале:: «При существующих подходах нам и 200 миллионов в год не хватит». Действительно, озвученная Валерием Харченко цена ямочного ремонта квадратного метра дороги – 100-160 гривень – выглядит явно завышенной. По имеющимся у нас сведениям, в прошлом году и соседи из Донецкой области, и наш облавтодор предлагали цену в 1,5-2 раза ниже. Однако городская исполнительная власть, «защищая местного производителя» (а точнее – монополиста), предпочла платить больше и за более низкое качество. Далее: из 7 миллионов муниципального займа, предназ-начавшихся на капитальный ремонт магистральных дорог, менее 2 миллионов было израсходовано строго по назначению: на ремонт дорог на улицах Свободы, Лиепайской, Карла Маркса, Гагарина, Подгорной, Калинина, Красной. Еще около 3 миллионов вбухали в реконструкцию проспекта Ленина от улицы Свободы до улицы Дюмина. Но, во-первых, там ремонтировалось не только дорожное покрытие, во-вторых, эту дорогу трудно было назвать «магистральной» и, наконец, в-третьих, на протяжении многих лет реконструкция проспекта Ленина производилась не за счет бюджетных средств, а за счет предпринимателей города, торгующих на проспекте, и эта часть, как и весь проспект, планировалась под пешеходную зону. Так что говорить о целевом использовании этих без малого трех миллионов гривень муниципального займа можно с большой натяжкой. Ну а освоение еще 2 миллионов на ремонт дорог на второстепенных улицах в отдаленных микрорайонах иначе как бездумной расточительностью в угоду PR-технологиям назвать невозможно. Теперь уже 7 миллионов на дороги нет, и не предвидится, но расточительность и бесхозяйственность сохраняются. Например, в нынешней программе предусмотрено выделение 108 тысяч гривень на ремонт дороги по проспекту Труда. Но не той его части, где ходит пассажирский транспорт, а участка от так называемой «народной лестницы» до улицы Свободы, то есть участка, принадлежащего Центральному рынку, который крайне сложно назвать транспортной магистралью и который также предлагалось превратить в пешеходную зону. На неоднократно повторенный вопрос депутата Ивана Харченко, кто дал заявку на ремонт этой дороги, заместитель городского головы Валерий Харченко так и не ответил, как пропустил мимо ушей и замечание, что КП «Центральный рынок» и само на собираемые средства могло бы привести в порядок эту часть проспекта Труда.
Вот так и живем. Деньги спускаем, а дорог как не было, так и нет!