В столице Хакасии 13 января погиб ребенок, который, не нарушая правил, переходил улицу по "зебре". На зеленый свет! И погиб ребенок под колесами маршрутного такси — транспорта, водители которого, по общим нравственным нормам, должны лучше других понимать свою ответственность за жизнь людей. Водитель, который, как выяснилось, и ранее неоднократно нарушал правила дорожного движения, а теперь "подозревается в употреблении", арестован. Власти в очередной раз требуют "разобраться", "разработать комплекс мер" и "не допускать в будущем", ГИБДД сетует на нехватку инспекторов.
Наш корреспондент попытался выяснить, есть ли реальные способы защитить детей от смерти на дорогах, глянул на "маршрутки" изнутри, попытавшись устроиться водителем, и понял, что надеяться особо не на что.
Смерть раз в квартал?
Совсем немного времени прошло с того момента, как в Абакане огласили приговор в отношении водителя, 2 сентября 2011 года сбившего второклассницу Вику Тоданову на пешеходном переходе по улице Хлебная, а в городе уже произошла новая трагедия. Сценарий происшествия во многом схож: три второклассницы переходили проезжую часть по "зебре", когда в них на полном ходу врезался автомобиль. Однако, если в сентябрьской трагедии участвовала легковая машина, принадлежавшая частному лицу, то 13 января на перекрестке улиц Дружбы Народов и Кати Перекрещенко наезд допустил водитель маршрутного такси "Черногорск – Абакан". От удара 11-летнюю ученицу 12-й абаканской школы Катю Тахтуеву отбросило на несколько метров, и девочка скончалась еще до приезда врачей.
33-летний Виталий Цепков, который сидел за рулем "Газели", скрыться с места происшествия не пытался и вину отрицать не стал. Как позже сообщил нам следователь Следственного управления УМВД России по Абакану Артем Пантелеев, Цепков не раз привлекался к административной ответственности за превышение скорости и движение на красный свет, получал штрафы, а в 2005 году даже был лишен водительских прав за вождение в нетрезвом виде.
Впрочем, несмотря на "слабости", Цепков продолжал заниматься извозом, и в фирме, которая работала на маршруте "Черногорск — Абакан", трудился с начала 2010 года.
Следственными органами в отношении Цепкова было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 264 УК РФ ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека"), которая предусматривает до семи лет лишения свободы. 15 января по решению Абаканского городского суда он взят под стражу, такое решение тоже прокомментировали в следственном управлении УМВД России по Абакану. "Осознавая тяжесть совершенного преступления, данный гражданин может скрыться от органов следствия и суда и тем самым воспрепятствовать следствию и суду", – заявил в беседе с нашим корреспондентом следователь Артем Пантелеев.
Теперь следствию, а в его рамках уже назначено четыре экспертизы, предстоит ответить на несколько вопросов. Во-первых, эксперты должны определить степень наркотического опьянения, в котором находился Цепков. По словам следователей, "эти данные уточняются", однако проверить водителя "на наркотики" необходимо потому, что в его моче обнаружены остаточные признаки опьянения.
Во-вторых, если Цепков все же находился в нетрезвом состоянии, следователям предстоит выяснить, каким образом он смог выйти на маршрут, если известно, что у предпринимателя, на которого работал водитель, был заключен договор с медицинским учреждением, и все сотрудники обязаны были каждое утро проходить освидетельствование.
Кроме того, следственная группа намерена ознакомиться с записью видеорегистратора, который был установлен в "Газели", в настоящий момент флешка из него находится у экспертов. Эта экспертиза необходима для того, чтобы определить, на какой сигнал светофора двигался автомобиль, на записи камеры уличного слежения этого не видно. Но, как уже сообщили следователи, показания очевидцев ("скорую" вызвал водитель джипа, который двигался в попутном с "Газелью" направлении) позволяют предварительно говорить о том, что Цепков нарушал правила.
С какой скоростью двигалась "маршрутка" — тоже определится в ходе следствия.
Как рассказали сотрудники УМВД по Абакану, следствие продлится минимум два месяца в рамках существующего законодательства. Родители остальных девочек от следственных действий отказались, сославшись на тяжелое моральное состояние детей. На вопрос, не помешает ли расследованию дела широкий общественный резонанс (отец погибшей девочки — сотрудник полиции), следователи ответили, что, наоборот, должен помочь.
Что делать?
Властные структуры тоже отреагировали на случившееся. Глава Хакасии Виктор Зимин поручил правительству республики в кратчайшие сроки разработать комплекс мер по обеспечению безопасности пешеходов на дорогах. "В Хакасии, и в Абакане в частности, в последнее время участились случаи гибели детей на дорогах. И что хуже всего – на пешеходных переходах. Каждый такой случай должен быть тщательно расследован. Мы должны принять все возможные меры, чтобы не допустить больше ни одной подобной трагедии", – цитирует главу республики его пресс-служба. Кроме того, Виктор Зимин пообещал оказать материальную помощь родителям погибшей девочки. Правда, какие конкретно меры глава республики имел в виду, выяснить не удалось, поскольку сам Виктор Зимин до конца рабочей недели находится в командировке, как и его заместитель, курирующий вопросы безопасности, Владимир Крафт.
Срочное совещание провел и глава Абакана Николай Булакин. Как сообщает пресс-служба администрации города, "перед участниками совещания, и в особенности перед представителями ГИБДД, глава города жестко поставил вопросы о результативности работы ведомства".
Другими словами, Николай Булакин спросил, что делать, кто виноват, и "неужели так ГАИ сократили"? В ответ начальник ГИБДД Абакана Павел Склизков доложил неутешительную статистику – по сравнению с 54 "детскими" ДТП 2010 года, в 2011-м их произошло уже 67, в том числе одно со смертельным исходом, и посетовал на то, что в результате действия "Закона о полиции", действительно, резко уменьшился штат дорожных полицейских и патрульных служб, а законодательство предусматривает в отношении нарушителей ПДД слишком мягкие способы наказания — максимум арест от 5 до 15 суток. То есть, отвечая на заданные главой города вопросы, можно сказать: да, сократили сильно, а что делать и кто виноват — вопросы вообще вечные.
Как уже было сказано, сценарий нынешней аварии во многом схож с сентябрьскими событиями на улице Хлебная в Абакане: сотрудники ГАИ снова, как и тогда, признались в собственном бессилии. Им остается проводить рейды только по факту случившегося, что и было сделано после случая со школьницей: в Абакане начали массово проверять "маршрутки".
Вышел с выходных
Следствие информацию, касающуюся личности самого Виталия Цепкова, раздает довольно скупо, видимо, в силу специфики работы. Чуть больше рассказал непосредственный начальник Цепкова, хозяин транспортного предприятия, на котором он работал, Владимир Филлипов. По его словам, "клейма" злостного нарушителя на Цепкове никогда не было, а вся эта история стала полной неожиданностью.
– Он работал у меня с марта 2010 года, и претензий никаких к нему никогда не было, ни в общении с пассажирами, ни в том, что касается машины. Я уже не говорю о том, что якобы он употреблял что-то. Это вообще для всех наших водителей стало шоком, его с похмелья-то никогда не видел никто, – рассказал Филлипов.
По его словам, о том, что Цепков был "лишенником", он не знал, равно как и о всех его прошлых нарушениях. Практика, когда хозяин узнает в ГАИ, насколько хорошо вел себя его сотрудник, существует, но там информацию предоставляют только на текущий момент, поэтому о том, что было в 2005-м, Филлипов информации не имел.
Кроме того, Филлипов сообщил, что 13 января Цепков вышел с выходных и перед отправлением на линию прошел медицинское освидетельствование, а еще 11 числа принес начальнику справку из поликлиники, в которой была и отметка от нарколога: противопоказаний для работы нет. При этом Филлипов отметил, что перед приемом на работу Цепков прошел необходимую стажировку.
Пьяное прошлое?
Главное, чтобы
человек был хороший!
Учитывая все вышесказанное, мы решили выяснить, каким образом люди становятся водителями маршрутных транспортных средств? Каким критериям должен соответствовать профессиональный водитель автобуса или "маршрутки" и должен ли он вообще соответствовать каким-либо критериям? Владимир Филлипов по этому поводу заявил, что водитель должен пройти необходимую стажировку, то есть поездить несколько месяцев по определенному маршруту вместе с действующим шофером. Если такая стажировка пройдена, то, в принципе, какой у водителя стаж за плечами, большого значения не имеет, главное — предоставить медицинскую справку, ну, и права, не без этого.
Для того, чтобы узнать больше, был придуман простой эксперимент — попытаться найти работу водителя маршрутного транспорта.
По первому номеру ответил брутальный простуженный голос, словно сразу давая понять, что и работа предстоит не из легких: такая же жесткая, но и не без суровой романтики. Оказалось, контора находится где-то в гаражах в районе улицы Фабричной. На работу требовались водители по маршрутам "Абакан – Бея" или "Абакан – Курагино", график предусматривал выполнение двух рейсов в день. При этом зарплата составляла примерно 600-700 рублей в день, в том случае, если ездишь до Беи, и до 1000 — если возишь народ до Курагина. Работать предстояло на очередном шедевре отечественного автопрома "Газели", при этом голос сразу спросил, имеется ли в наличии собственный автомобиль. Нету? Ну и ладно. Это оказалось не обязательным условием при приеме на работу, единственное, без чего нельзя было устроиться, — водительские права категории "Д".
– А на автобусе ты до этого работал? – спросил голос, как и положено суровым мужикам, моментально перейдя на "ты".
Услышав, что нет, впрочем, не расстроился и заметил, что не беда, да и вообще, хотя стаж работы на междугородных рейсах должен составлять не менее трех лет, в принципе, это тоже не помеха.
– Главное же, чтобы человек был хороший, а стаж, не стаж, – это уже дело второе, – сказал голос.
Тогда мы спросили, а что, если в прошлом лишали прав?
– За что лишали? За бухло? Ну, так меня тоже лишали, щас же есть права, поэтому ничего страшного, – голос явно настраивал на оптимистичный лад. – Щас же не пьешь? Нет? Ну и все, приходи тогда, будем разговаривать.
По второму номеру набирали водителей на городские маршруты. Оказалось, что там заработная плата зависит от сделанной работы: то есть наездил столько-то, часть отдал хозяину, часть забрал себе. Таким образом, примерно водители получают от 800 до 1500 рублей в день, однако работают трое суток через трое или двое через двое — по договоренности. При этом такие мелочи, как стаж и "пьяное" прошлое, нанимателей тоже абсолютно не интересовали.
– Главное, чтобы права были категории "Д", – сказал мужчина, судя по голосу, менее суровый, чем первый собеседник, очевидно, просто более "урбанизированный".
Дома сидеть
безопасней
Естественно, ни на какие личные собеседования ваш покорный слуга не пошел, поскольку водительских прав никаких не имел отродясь, поэтому кричать: "Меня взяли на работу водителем! Что за беспредел творится! " – вроде как оснований нет. И, тем не менее, кое-какие выводы о "кухне" сделать можно.
Во-первых, зарплата у водителей маршруток не бог весть какая: если брать в среднем 800 рублей в день, учитывая все выходные, получается примерно 16-18 тысяч рублей в месяц, что ниже среднего показателя по республике весьма значительно. То есть выбор у работодателей весьма ограничен, приходится брать и тех, кто недостаточно опытен, и тех, кто "привлекался".
Во-вторых, закон такому бизнесу не препятствует: мы специально не стали узнавать, существует ли в законодательстве такой пункт, который может обязать предпринимателя не принимать на работу бывшего "лишенника" или "чайника", потому что даже если он и существует, то фактически все равно не работает.
И, наконец, абсолютно не понятно, что простые смертные без погон и прочих корочек могут с этой ситуацией поделать, если ничего не могут люди, обладая всем выше указанным.