Чтобы сорвать начавшееся контрнаступление врага, требовалось огромное напряжение всех физических и моральных сил войск. Наряду с проведением крупных мероприятий оперативного характера сразу же была решительно перестроена и партийно-политическая работа, сыгравшая важную роль в укреплении прочности обороны.
Работники политотдела 38-й армии почти в полном составе находились в войсках, оказывая на месте помощь командирам и политработникам частей и подразделений, партийным и комсомольским организациям в сплочении личного состава и мобилизации его на выполнение задач по изматыванию и полному разгрому врага.
Между тем последние бои показали, что враг применяет массированные танковые атаки, в которых участвует большое количество тяжелых машин — «тигров», «фердинандов», «пантер».
Для отражения их были необходимы не только умелая организация обороны, но и высокая дисциплина, организованность, стойкость.
На это прежде всего и обращалось внимание в воспитательной работе.
Разгром под Сталинградом
Рассказывая об этом на политинформациях и в беседах с личным составом, командиры, политработники и агитаторы, выделенные партийными и комсомольскими организациями, подчеркивали, что разгром под Сталинградом и на Дону армий королевской Румынии, хортистской Венгрии и фашистской Италии неминуемо ведет к распаду военного союза их правительств с Гитлером. А это означало ослабление сил противника, дальнейшее улучшение условий для разгрома всего фашистского блока. В обстановке высокого морально-политического подъема и непреклонной решимости скорее добить прорвавшегося из кольца врага соединения и части армии приступили к выполнению поставленных им новых задач.
10 февраля противник, прикрывшись сильными арьергардами и заслонами, продолжал отходить на запад.
Теперь он двигался по одному маршруту Мантурово—Субботино—Солнцево. Впереди следовала группа Гольвитцера, за ней — Зиберта и далее — Брукемана. В связи с улучшившейся погодой над ними вновь появились группы фашистских транспортных самолетов.
Они сбрасывали боеприпасы, продовольствие, фураж, горючее.