Предложенный им и утвержденный Ставкой план предусматривал проведение операции с целью освобождения Харькова и прилегающего к нему индустриального района, разгрома находившейся там вражеской группировки и срыва наступательных замыслов противника на данном участке фронта.
Этот план, как известно, исходил из ошибочной оценки возможностей для наступательных действий наших войск под Харьковом.
Если наличие у них двух значительных плацдармов на правом берегу Сев. Донца — старосалтовского в полосе 38-й армии и барвенковского в полосе 6-й армии, действительно, являлось благоприятным фактором для развертывания войск на харьковской группировки врага, то представления нашего командования о соотношении сил не соответствовали фактическому положению.
Так, считалось, что противостоявшая немецкая 6-я армия насчитывала к началу мая 12 пехотных и одну танковую дивизии, хотя на самом деле их было соответственно 15 и 2, да кроме того на подходе находились еще две дивизии.
Пятерка смельчаков
А после боя А. П. Павлюченко с радостью узнал, что он принят в члены Коммунистической партии.
Во главе пяти добровольцев совершил бросок на правый берег комсорг 1-й стрелковой роты рядовой — Саплаков. Переплыв реку под сильным огнем, бойцы с ходу вступили в бой. Личный пример храбрости и бесстрашия показывал им комсорг.
Под его командой пятерка смельчаков стойко отражала неоднократные контратаки гитлеровцев и удержала захваченный участок до подхода подкрепления.
Несколько медленнее шло форсирование реки на участке 931-го стрелкового полка. Лишь в ночь на 30 сентября его 2-й батальон под командованием майора В. Уварова смог закрепиться на правом берегу. Здесь первым форсировали Днепр бойцы отделения автоматчиков старшего сержанта П. К. Коршунова из 6-й стрелковой роты.
В течение последующих двух дней этот батальон вел ожесточенные бои по удержанию и расширению плацдарма. Особо отличились автоматчик В. Е. Чернявский и комсорг роты младший сержант И. Н. Пикин. Когда из строя выбыл командир взвода, Иикин принял на себя командование, умело руководил боем и лично уничтожил 40 гитлеровцев.
Десятки фашистов полегли и под огнем автомата Чернявского.