Этому делу служила и широкая информация о крупных успехах советских войск на многих фронтах, о справедливых, освободительных целях Красной Армии в войне. В то же время партийно-политическая работа приняла еще более конкретный, целеустремленный характер, позволявший теснее увязывать общее развитие обстановки с непосредственными боевыми задачами каждой части и подразделения.
Это в сочетании с высоким моральным подъемом и мощным наступательным порывом, царившим в войсках армии, и составило тот чудесный сплав, который в огромной степени усилил удары по врагу.
Первого успеха войска армии добились еще в дни подготовки наступления. Выше уже отмечалось, что г. Сумы с востока прикрывал узел сопротивления, созданный гитлеровцами в Васильевке и на прилегающей к городу господствующей высоте. Захват последней мог значительно улучшить условия для последующих наступательных действий войск армии.
С этой целью было решено осуществить внезапную атаку.
План этот был нереальным
Одновременно штабу 7-го армейского корпуса, находившемуся в составе окруженной группировки, было приказано возглавить действия по прорыву кольца и обеспечить соединение с немецкими войсками, оборонявшимися на харьковском направлении.
Разумеется, план этот был нереальным и отражал лишь предпринимавшиеся гитлеровским командованием после ряда крупнейших поражений на юге нашей страны лихорадочные попытки восстановить здесь свой распадавшийся фронт. Поэтому ни остановить наши наступавшие войска, ни спасти воронежско-касторненскую группировку оно, как известно, не смогло.
Однако ему все же удалось и усилить сопротивление на подступах к Белгороду и Харькову, и продлить на некоторое время существование своих окруженных дивизий. Штаб 7-го армейского корпуса, объединив окруженные войска в районе Горшечное, готовился нанести удар в западном направлении с целью выхода из кольца.
Для этого были созданы три группы прорыва. Первая из них во главе с генералом Зибертом в составе частей 57, 68 и 323-й пехотных дивизий получила задачу пробиваться из Горшечного на Богатыреве, Тим.
Во вторую под командованием генерала Брукемана вошли остатки 75, 340, 377-й немецких, 6-й и 9-й венгерских пехотных дивизий.