Я горд и счастлив, что сражаюсь в передовых рядах победоносной Красной Армии». А вот слова из выступления старшего сержанта Смирнова: «Пройдут годы, забудутся ужасы и страдания войны. Но никогда не изгладятся из памяти народов подвиги советских воинов.
Детям и внукам будем рассказывать, как мы, не жалея сил и самой жизни, сражались за уничтожение фашизма». Да, война окончилась.
И все же на чехословацкой земле еще шли бои. Отказавшись выполнить подписанный фашистским правительством Германии акт о безоговорочной капитуляции, командование группы армий «Центр» не только не отдало приказ о сдаче своих войск, но и продолжало оказывать сопротивление Красной Армии. Оно надеялось сдержать ее к востоку от Праги, тем самым создав предлог для вступления англо-американских войск в Чехословакию с запада.
При этом расчет был прежний — спровоцировать разногласия между союзниками по антигитлеровской коалиции.
Для выполнения этой задачи
Корпус получил задачу прорвать оборону противника и, выйдя к исходу первого дня на рубеж Славна, Урлюв (восточнее Зборова), перехватить сильным передовым отрядом дорогу Золочев—Поморжаны. В дальнейшем его дивизии должны были продолжать наступление на Перемышляны.
Левее изготовился к наступлению 67-й стрелковый корпус генерал-майора И. С. Шмыго, которому предстояло наступать в направлении Ярчевцы, Зборов, затем к рубежу Тустоглавы, Окоп и, овладев Поморжанами, продвигаться в направлении расположенных юго-восточнее Львова населенных пунктов Дунаюв, Бобрка. Для выполнения этой задачи он также имел три стрелковые дивизии — 121, 140 и 241-ю.
Корпус был усилен 1-й и частью сил 25-й гвардейской гаубичных и двумя полками 9-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригад, 65-м гвардейским и двумя батальонами 491-го минометных полков.
Кроме того, на время прорыва вражеской обороны привлекалась часть средств усиления 1-й гвардейской и 4-й танковой армий.
Дважды Краснознаменная
Дивизия первой из соединений 38-й армии, прорвав оборону врага, вступила на южную окраину Львова и во взаимодействии с танковыми частями завязала бои за освобождение города. Столь же умело и храбро действовала 70-я гвардейская Глуховская ордена Ленина, дважды Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия (командир — Герой Советского Союза генерал-майор И. А. Гусев, начальник политотдела — майор И. С. Лобанов). Выйдя еще24 июля в район Старого Села, она решительным маневром овладела узлом дорог Бобркои и нанесла удар в фланг противнику, оборонявшемуся перед соседним слева 67-м стрелковым корпусом, вынудив гитлеровцев к отходу.
Тем самым было обеспечено успешное продвижение войск армии в центре и на левом фланге.
За время июльских боем дивизия уничтожила более 5500 вражеских солдат и офицеров, 35 танков, 15 штурмовых орудий.