Часто взрослые люди, родители, задаются одними и теми же вопросами: почему они не понимают своих детей? Почему их дети занимаются не тем, чем взрослым хочется, или не так, как взрослым хочется, или не с теми, с кем взрослым хочется? Целому поколению может не нравиться младшее поколение. Очень редко бывает, когда между старшими и младшими действительно нет конфликта, нет борьбы за место правого или лучшего, а есть взаимопонимание и взаимопомощь. В чем же здесь секрет?
Каждый возраст, каждое поколение считает, что проблемы, трудности есть только у него. А тем, кто моложе - все дается легче, а тем, кто старше - меньше надо. И получается, что на пике только это поколение.
На самом деле, как вы сами это понимаете, картина совсем иная. Абсолютно каждый возраст имеет свои проблемы от первой минуты жизни до последней. Мнение о том, что кто-то живет беззаботно - это мнение человека со стороны, издалека. Как говорится: «хорошо там, где нас нет» или «на расстоянии все хорошие и все хорошо». Но стоит нам приблизиться к внутреннему миру человека (начать с ним общаться поближе), как оказывается, что все не так просто и легко, как нам кажется на расстоянии. У него, также как и у нас, «забот полон рот». И это независимо от возраста: будь-то взрослый, будь-то ребенок, будь-то отрок. Выходит, все дело в дистанции между внутренними мирами людей.
А кому, как не родителям, быть близкими к своим детям? Чувствование проблем своих детей, знание их или о них - есть один из критериев вашей близости к ребенку (как, впрочем, и к любому другому человеку). Например, у ребенка могут быть серьезные трудности в общении со сверстниками. Причем, это может быть как в 14 лет, так и в 2-3 года. Не думайте, что у малышей так все просто. Один вариант, чтобы понять его проблемы, нужно изучать его поведение, его действия, его реакции. Как говорят психологи: «изучите его жизнь, его повадки и вы будете знать о нем все». Но есть другой вариант - станьте близким человеком своему ребенку, другом или подругой, и вы все узнаете. Вы будете знать конкретно, что мешает вашему ребенку свободно общаться - его желание командовать или, наоборот, слабая воля (он подчиняется другим, а потом у него плохое настроение); его капризы или капризы других детей, с которыми он не знает как справляться; его слишком большая влюбленность в себя и это ему мешает учитывать интересы других в общении; его неумение организовать общение, сделать его интересным и от этого зависимость от других и т. д.
Можно привести другой пример. У вашего ребенка может быть совершенно другой, чем у вас, вкус, начиная от пищи, форм развлечений и заканчивая «вкусом» на людей. Если вы этого не чувствуете и не понимаете, то вы часто наталкиваетесь на это несоответствие по жизни и у вас возникают эмоции - вам обидно, что он без большого аппетита ест то, что вы приготовили или то, чем его угощают, или вам стыдно, что он не очень приветлив с вашими приятелями или сотрудниками, вы недовольны, когда он включает на всю громкость магнитофона «ужасную», на ваш взгляд, музыку. И как ему сохранить свой вкус, остаться самим собой, если вы его не признаете? А считаете, что он должен делать так, как ему говорят взрослые. Взрослые, которые далеки от него как Земля от Марса, хотя и являются его родителями.
Когда вы приблизитесь к своему ребенку вы сами почувствуете все многообразие его личных проблем. Однако тут есть одно «НО».
Дело в том, что каждый человек под проблемой понимает то, что он не может в данный момент решить, с чем не может справиться, в чем ищет выход; то, что его беспокоит, тревожит, не дает ни спать, ни есть. А то, что он уже «прошел» в своей жизни, что он умеет - считает легким и простым, не составляющим труда. И порой не понимает, что для другого человека это такая же проблема, как для него его нерешенная задачка. Это и является одной из причин разногласий между родителями и детьми.
У взрослых давно прорезались зубы, они давно научились ходить, сидеть, самостоятельно кушать, одеваться, разговаривать, общаться с людьми и окружающим миром, они давно прошли школу с ее учителями и программами, сдали все экзамены «и из... и в... ». Они давно умеют знакомиться с девочкой, приглашать ее в кафе или в парк, они прошли «первый поцелуй», они делали предложение или давали на него ответ, они самоутверждались среди сверстников во дворе, они выбирали себе: чем им жить, с кем и как. И таких проблем по жизни бесконечное множество. И каждый человек, каждый возраст, каждое поколение их решает по-своему. Но они есть. Прежде, чем человек научится, проблема стоит перед ним во весь рост, как камень преткновения.
Когда ребенок чувствует, что родитель понимает его проблемы, «уважает» их, а не отмахивается с видом, что это легко и просто, тогда он чувствует вашу близость и любовь. А меру во всем вы знаете сами.