Владимир Дмитриев и Дмитрий Санников, начальник управления «Государственная административно-техническая инспекция Тверской области» и его заместитель, нетипичные чиновники. Они не только активно пользуются современными технологиями в своей работе, поднимая престиж госслужащего на качественно новый уровень, но и, самое главное, получают от этого удовольствие.
Система коротких (до 140 знаков) сообщений твиттер в России только набирает популярность. В ней уже зарегистрировался Президент РФ Дмитрий Медведев, ряд губернаторов и их подчиненных. Тверская область — одна из лидеров: чиновников, имеющих свой твиттер, у нас намного больше, чем в других регионах. Этот процесс активно поддерживает лично губернатор Дмитрий Зеленин.
Мало кто из госслужащих области может посоревноваться в активности и эффективности использования новых технологий в своей работе с Владимиром Дмитриевым и Дмитрием Санниковым.
— Я считаю, что не нужно никого насильно загонять в Живой Журнал и твиттер, — рассуждает руководитель АТИ. — Просто мне нравятся эти инструменты. В ЖЖ я могу детально излагать свои мысли. Обычно я пишу большие посты, поэтому на них не всегда получается найти время. Особо хочу отметить, что делаю я это в нерабочее время — обычно поздно вечером, иногда ночью. Мои слова легко проверить, время публикации всегда отображается. В твиттер я пишу и в рабочее время. Если мне сообщили о проблеме, я обязан реагировать. Большая часть проблем связана с мусором или с дорогами.
— Владимир Евгеньевич, некоторые люди считают, что твиттер и ЖЖ нужны чиновникам только для показухи.
— Это мнение тех, кто смотрит на процесс со стороны, почти не вникая в него. Начинаешь у таких «критиков» выяснять — как часто читаешь, следишь ли за комментами, комментировал ли сам. Не нужно быть семи пядей, чтобы предугадать ответ: «Ну так разочек зашел, разочаровался и вышел»… «Комментировать? Зачем, все равно он сам не читает, профанация все это». А между тем блоги и другие формы интернет-общения между властью и людьми становятся эффективным способом оперативного решения самых разных проблем. Это же какая экономия времени и сил — не надо ехать в общественную приемную, стоять в очередях — написал губернатору или конкретному чиновнику и получил ответ, в большинстве случаев решил свою проблему.
— В чем для вас главное преимущество этих технологий?
— В быстроте реакции, открытости чиновника для человека. Приведу пример. Год назад еду утром по пл. Капошвара и вижу прямо на дороге открытый люк. Я решил проверить, как работает система. Звоню в приемную начальника департамента, курирующего данные вопросы, представляюсь: «Житель Твери Владимир». Мне мило говорят: «Вы что, начальник департамента такие вопросы не решает. У нас есть специальный отдел. Позвоните туда, вот вам номер». Звоню, там меня направляют позвонить другому чиновнику, а тот в свою очередь в приемную МУП, где мне советуют обратиться в еще один специальный отдел. Я не выдержал и представился по должности. Везде, к слову сказать, со мной разговаривали культурно, да и люк в течение часа закрыли. Но все-таки неправильно, когда внутри ОДНОГО ведомства приходится перезванивать по нескольким телефонам, нескольким должностным лицам, чтобы обозначить проблему. Гораздо удобнее гражданину позвонить в какой-либо департамент по одному телефону. А дальше уже сотрудники между собой пусть разберутся — в чьем ведении заданный вопрос, среагируют на обращение, ответят заявителю. В административно-техническую инспекцию звонки на номер «горячей линии» (4822) 399-399 поступают по всем вопросам, относящимся к нашей компетенции, то есть к сфере благоустройства, надлежащего содержания объектов и производства работ, а потом уже распределяются для работы конкретным исполнителям, инспекторам. Вот показательный пример реализации принципа «одного окна». А твиттер, по-моему, еще более быстрый для гражданина способ получить реакцию на свое обращение.
— Владимир Евгеньевич, если чиновник будет настолько доступен населению, его не задергают просьбами?
— А зачем тогда он вообще нужен? Чиновники должны помнить, что они слуги народа. Об этом, кстати, президент сказал в своем Послании Федеральному Собранию: «Понимание того, что чиновник служит народу, а не «вершит его судьбы», — основа демократического устройства». Мы с Дмитрием Санниковым всем даем номера своих сотовых телефонов, и я бы не сказал, что нас постоянно донимают звонками. Да, звонят, обращаются с просьбой решить проблему, а мы реагируем и помогаем. В твиттере сейчас зарегистрировано немало тверичей, есть и жители районов области. Не понимаю, почему некоторые местные чиновники здесь отсутствуют. Между прочим, если какие-то сообщения о проблемах поступают губернатору в твиттер, он на них незамедлительно реагирует, дает официальные поручения. Все очень строго, как говорится, не отвертишься. Оперативно получает информацию от граждан о проблемах в жилых домах начальник управления «Государственная жилищная инспекция» Сергей Татаринов, по поводу качества региональных дорог активно пишут начальнику областного департамента транспорта и связи Церену Церенову и директору Территориального дорожного фонда Тверской области Андрею Рассказову. К сожалению, в твиттере зарегистрировались лишь единицы глав муниципальных районов. Нет здесь и руководителей столицы региона. На эту тему, только уже применительно ко всей стране, недели две назад обменялись сообщениями с полпредом президента России в ЦФО Георгием Полтавченко.
Владимир Дмитриев подключается к Интернету и находит нужную страничку в своем твиттере. Читаем:
dmitriev_ati — @G_Poltavchenko: «Надеюсь, все мэры и губернаторы будут в твиттер! Это возможность прямого общения. Они народа своего боятся?»
G_Poltavchenko — @ dmitriev_ati: «Думаю, что большинство не боится, просто со временем "туго". Тем более что его не бояться, а любить надо».
В это время к беседе присоединяется Дмитрий Санников. «Возьми на контроль вопрос из твиттера, разберись и не забудь ответить», — просит его Дмитриев. Зам тут же достает телефон, заходит в систему и набитой рукой быстро набирает сообщение: «Приняли к исполнению. О результатах сообщим».
— Владимир Евгеньевич изменил мои взгляды, — рассказывает Санников. — Именно он этим летом сказал мне: «Пора тебе завестись в твиттере», и я не жалею. Ведь твиттер — это оперативное получение информации. Письменное заявление сначала некоторое время лежит в приемной, потом попадает на подпись, потом на исполнение. Если обращение по почте направлено, то прибавляем еще и время на пересылку. Пока вся эта процедура длится, ситуация может измениться! Например, если речь о неогороженном разрытии или открытом люке, то упущенное время — это риск возникновения неприятных ситуаций, дополнительная угроза безопасности жителей. В таких случаях стоит либо на «горячую линию» звонить, или же в твиттер сообщение писать. Получается, что твиттер — еще один весьма действенный вариант системы электронного документооборота. Только официальный электронный документооборот существует на уровне чиновник — чиновник, а твиттер — на уровне гражданин — чиновник.
— Дмитрий Валерьевич, и сколько сообщений в день в среднем приходит?
— Около десяти сообщений принимает наша «горячая линия» и сайт, в твиттер поступает одно-два, хотя бывает и больше. Самое главное, что люди видят результаты твоей работы, — Дмитрий Санников дает свой телефон и с улыбкой говорит: «Читайте».
Читаю: «Завидую Вам, живя в Москве! Беседовать с АТИ в твиттере! Это XXII век для Москвы! 30 дней идет ЛЮБАЯ бумага в Москве!» — действительно, весьма выгодное для Тверской области сравнение!
— Каждое обращение в твиттер мы регистрируем и обязательно на него отвечаем, — продолжает Санников. — Еще одно преимущество твиттера в том, что люди там более открыты, ведь им необязательно раскрывать свое имя и фамилию. Приведу пример. На днях написали мне про ужасное освещение на улице Мичурина. Я лично выехал на место. Встретился с заявителем и проехался с ним по близлежащим улицам. Да, два фонаря действительно не работали. Уже решаем эту проблему.
— Наверное, не все сообщения доброжелательные?
— Конечно, в твиттере можно услышать и критику в свой адрес, но я воспринимаю ее как нормальное явление. А когда вижу, что на мою работу люди позитивно реагируют, понимаю, что не зря получаю зарплату. Чиновники не должны смотреть на людей свысока. Во-первых, они не всегда будут на госслужбе, во-вторых, они такие же жители нашего города!
В это время Владимир Дмитриев, оперативно решив рабочие вопросы по телефону, возвращается в беседу:
— Глава администрации муниципалитета, его заместители, главы районов, руководители сектора ЖКХ, по-моему, должны быть зарегистрированы в твиттере, чтобы оперативнее решать проблемы жителей.
— Владимир Евгеньевич, планируется ли появление в твиттере еще кого-нибудь из АТИ?
— В этом нет необходимости. Для оперативной работы достаточно нас с Санниковым, иначе люди начнут путаться.
— Как вы выстраиваете работу в твиттере?
— Часть вопросов решаю я, часть Дмитрий Санников. Вот в дорогах он понимает лучше меня. Я просто ретвичу поступившее мне «дорожное» сообщение, он читает уже на своей странице и разбирается. Я горжусь тем, что работаю рядом с профессионалами и помогаю людям решать проблемы. Меня, как максималиста, это по-хорошему затянуло.
— В последнее время много говорится о том, что работу чиновника в Интернете необходимо регламентировать. Например, принять кодекс поведения в сети.
— Скажу за себя: я просто стремлюсь открыто говорить и о плохом, и о хорошем. Чиновник сам должен понять необходимость работы с людьми через Интернет, иначе никакие кодексы не помогут.
Для наглядности приведу несколько примеров работы Дмитриева и Санникова в твиттер:
1. VA_Lebedev — @dmitriev_ati Дорожный мусор с Волынской так и не убрали...
sannikov_ati — @VA_Lebedev На Волынской подрядчик обещал все убрать 24.11.2010 до 14.00. Завтра проверим.
VA_Lebedev — @sannikov_ati @dmitriev_ati На Волынской кучи убрали. Спасибо.
2. LenaSharova — @sannikov_ati Звонила читательница: на Скворцова-Степанова между 16 и 20 домом кладут асфальт в лужи.
sannikov_ati — @LenaSharova Скворц.-Степан.16 — 20. Это пытались после разрытия благоустройство восстановить! Качество на нуле. Может, и админ. дело образоваться.
3. Basileusus — @dmitriev_ati Просто замечательно. По всем моим запросам дан ответ. Хорошая работа. Спасибо. Ждем продолжения.
4. MikhailKushnir — @tserenov @sannikov_ati улица Ерофеева, где знаки и окраска у лежачих полицейских? Что за халтура?!
sannikov_ati — @MikhailKushnir Ерофеева не принята. Знаки и ИДН сметой не предусмотр. Глава Центр.р-на Арсеньев обещал до конца ноября знаки установить.
MikhailKushnir — @sannikov_ati На Ерофеева установили знаки у «лежачих полицейских» радует :)
Пользуясь случаем, Дмитрий Санников похвалил глав Центрального и Заволжского районов в г. Твери Алексея Арсеньева и Александра Агроскина: «Они всегда очень оперативно и качественно реагируют на наши обращения. Мы сообщаем им о проблеме, и они всегда находят время для их решения. Спасибо им за это».
Пора не только чиновникам менять свое отношение к народу, но и народу менять свое отношение к власти. Хотите проверить правдивость этой публикации? Просто зайдите в твиттер руководителей АТИ и убедитесь сами. Вся история их работы там сохранена.