В конце октября по местным телеканалам был показан пикет жильцов общежития, расположенного в Абакане по улице Чертыгашева, 27. Доведенные до отчаяния люди требовали от депутатов Верховного Совета Хакасии навести порядок в этом общежитии. Но что же там происходит и почему люди вышли на площадь перед зданием правительства республики? Об этом – в материале нашего корреспондента.
Не все
мечты сбываются
Лет двадцать назад общежитие производственного объединения "Абаканвагонмаш" было одним из лучших в городе. Чистое и ухоженное здание, в котором проживали, в основном, работники этого объединения. Если учесть, что в далекие уже перестроечные времена предприятия, тем более, такие крупные, как "Абаканвагонмаш", еще строили жилые дома для своих работников, то и у жильцов общежития имелись вполне реальные шансы получить рано или поздно благоустроенную квартиру.
Но не все мечты сбываются. Страна вступила в эпоху великих перемен. В том числе, разумеется, перемен собственности. Производственное объединение "Абаканвагонмаш" в 1992 году было преобразовано в открытое акционерное общество, а вскорости последовала его приватизация. По действовавшему тогда законодательству предприятия должны были избавиться от непрофильных активов, в частности, от общежития. Именно в те смутные годы уходят своими корнями проблемы жильцов злосчастного общежития, которые им столь досаждают и, по большому счету, привели их на Первомайскую площадь.
Началось все с того, что распоряжением от 31 марта 1994 года государственного комитета РХ по управлению госимуществом общежитие было передано в муниципальную собственность. Но уже 18 апреля все того же 1994 года общежитие было возвращено ОАО "Абаканвагонмаш" в обмен на пожарное депо. В конце апреля 2004 года прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с заявлением о признании договора мены недействительным, поскольку законом такие сделки запрещались. 27 июля 2004 года решением Арбитражного суда Республики Хакасия договор был признан недействительным. Однако этим же решением в применении последствий недействительности сделки было отказано.
Казалось бы, налицо противоречие: уж коли договор признан недействительным, то все имущество должно быть возвращено своим первоначальным собственникам. Однако все дело в том, что по закону (статья 302 ГК РФ) право на истребование имущества от добросовестного приобретателя принадлежит только собственнику. Прокурор же, увы, такого права лишен. А в данном случае бывший собственник общежития и пальцем о палец не пошевелил, чтобы вернуть бывшее свое имущество, которое, кстати, к моменту рассмотрения дела судом успело вновь поменять хозяина. Общежитие было продано за четыре с половиной миллиона рублей.
В наше насквозь меркантильное время ожидать того, что кто-то израсходует довольно-таки приличную сумму денег для того лишь, чтобы сделать жизнь жильцов легкой и приятной, занятие столь же продуктивное, как выращивание тюльпанов в Антарктиде. Естественно, что деньги, израсходованные на покупку общежития, рассматривались лишь как капиталовложение, которое должно было возместиться за счет жильцов. Столь же естественно, что жильцам такое положение вещей пришлось не по нраву. Закономерным следствием смены хозяев стало то, что общежитие погрузилось в пучину всевозможных судебных разбирательств, в то время как здание, фактически брошенное на произвол судьбы, ветшало и приходило в упадок. Не сказать, что оно своим видом напоминало руины Сталинграда или развалины Берлина, но, право же, по своему состоянию недалеко ушло и от тех, и от других.
Бомжуйте, граждане, бомжуйте!
Столь печальное состояние общежития подвигло администрацию города подать в суд исковое заявление о продаже здания с публичных торгов. Дело в том, что в соответствии со ст. 293 Гражданского кодекса РФ муниципалитет может через суд требовать продажу здания, если собственник бесхозяйственно с ним обращается и допускает его разрушение.
О разрухе, царившей в этом трижды злосчастном общежитии, лучше всего может сказать одна скромная цифра – восемь миллионов рублей из городского бюджета ушло на то, чтобы здание приняло более или менее приемлемый вид и стало пригодным для проживания.
10 апреля 2008 года Абаканский городской суд вынес решение, после которого жильцы общежития вздохнули с облегчением: о продаже общежития с торгов. Но и на этом их мытарства не закончились. В сентябре 2009 года злосчастное общежитие было приобретено неким Василием Ивановым. Свои действия новоявленный собственник начал с того, что запланировал ремонт здания. Это, разумеется, дело хорошее. Плохо было другое, что жильцам общежития, в частности, Елене Чистобаевой, он предложил оттуда выселиться. Куда? Да хоть на луну, это уж их проблемы.
И тут возникает логичный вопрос: а почему люди вообще живут в общежитии, вместо того, чтобы благоденствовать в уютных, теплых и благоустроенных квартирах? Да потому и живут, что нет у них этих квартир, равно как практически нет и малейшей надежды на получение своего собственного, а не чужого жилья.
Так или иначе, даже в свете радужных перспектив проведения ремонта по самым высоким евростандартам жильцы отказались покинуть свои комнаты. Тогда собственник общежития обратился в суд с иском о выселении. Суд с учетом всех обстоятельств отказал Иванову в его претензиях. После вынесения судом решения об отказе в удовлетворении иска последовал тайм-аут и новое заявление в суд: об обязании жильцов общежития заключить договор найма жилого помещения. Суд вновь отказал в удовлетворении искового заявления. В судебном решении, которое истцом даже не было обжаловано и вступило в законную силу еще 31 октября прошлого года, было сказано четко и недвусмысленно о недопустимости произвольного распространения режима коммерческого найма на жилые помещения, которые ранее были заселены на условиях договора социального найма жилого помещения.
Не иначе, как от раздражения и от упорства жильцов и от столь странных, с его точки зрения, решений суда, Иванов решился на последний и решительный бой: он стал попросту продавать комнаты. Да-да, как в мрачные царские времена помещики продавали деревни вместе со своими крепостными, так и господин Иванов стал продавать комнаты, даже не сообщая об этом людям, которые в них проживали.
Вот и представьте себе такую картину: стук в двери, ничего не подозревающий жилец открывает их, на пороге возникает хмурая или, наоборот, веселая личность и просит освободить помещение. А на вполне естественный вопрос о причине столь неожиданных требований незваный визитер сообщает, что отныне он – хозяин этой симпатичной комнаты, а прежних хозяев просит с вещами на выход.
В частности, попросили освободить помещение и Ларису Джураеву, которая жила в общежитии еще с конца прошлого столетия. Перспектива оказаться на улице ее не прельщала, и она категорически отказалась выселяться из своей комнаты. Тогда от нового хозяина комнаты последовало заявление в суд об устранении препятствий в пользовании жилым помещением. Началось судебное разбирательство, по итогам которого 15 сентября этого года было вынесено решение об отказе в удовлетворении иска. Обоснование очень простое: в соответствии со статьей 675 Гражданского кодекса РФ изменение собственника на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет за собой расторжения или изменение договора найма этого помещения. Просто новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.
И это – позиция не только скромного провинциального суда. Точно такую же позицию занимает и высшая судебная инстанция нашей страны – Конституционный суд России.
Дело ясное, что дело темное
Ясно только одно: какие бы страсти ни кипели, но решать их необходимо в рамках закона. Картина же получается следующая: с одной стороны, общежитие принадлежит частному лицу. С другой стороны, судебными решениями установлено, что те жильцы, которые получили комнаты в бытность свою работниками "Абаканвагонмаша", проживают фактически на условиях договора социального найма. А по действующему сейчас жилищному законодательству такой договор заключается на неопределенный срок.
Если верить слухам, то сейчас у общежития появился новый собственник. Кто он такой и, уж тем более, какие он имеет планы относительно будущего своей новой собственности, жильцы не имеют ни малейшего представления. Вполне возможно, что новый хозяин общежития оставит-таки жильцов в покое, но не исключено, что их впереди ждет долгая позиционная война. Результаты предсказать нетрудно – закон и правда будут на стороне жильцов. Но вот сколько это займет времени и сколько при этом потратится сил и нервов...
Между прочим, тот самый ремонт, под предлогом которого жильцов пытались выселить из общежития еще в позапрошлом году, толком даже и не начинался. Вряд ли новый собственник воспылает желанием потратить свои кровные миллионы на ремонт при туманной перспективе не то что прибыли, а даже и покрытия своих расходов. Уж коли городская администрация потратила восемь миллионов только для поддержания здания в относительном порядке, то для приведения его в приличный вид денег, наверное, уйдет не меньше, а скорее всего, намного больше.
В идеале жильцам стоит запастись на некоторое время терпением, а когда станет ясно, что и новый хозяин хозяйствует ничуть не лучше предыдущего, по проторенной дорожке идти в администрацию города с тем, чтобы та направила в суд исковое заявление о продаже здания с торгов, тем более, что прецедент уже был и закон этому вовсе не препятствует. А уж если администрация города при этом еще и решит взять на себя расходы по приобретению общежития, то для его жильцов, воистину, настанет время сбычи мечт.
А если серьезно, то люди смогут тогда жить спокойно, без опасения за свое будущее и будущее своих детей.