25 июля 2011 года Верховным судом РХ вынесено решение по заявлению прокурора РХ, который просил признать незаконным (в части) постановление главы города Абакана от 7 февраля 2011 года "О защите государственной тайны в органах местного самоуправления муниципального образования город Абакан".
Предметом судебного разбирательства являлся пункт постановления, которым утвержден перечень должностных лиц, отвечающих за защиту государственной тайны в администрации Абакана. Прокуратура полагала, что глава города незаконно включил в него себя, своих заместителей, а также ряд иных должностных лиц администрации. Соответственно, она считала незаконным установление этим лицам (и, прежде всего, самому главе города) надбавки к должностному окладу в размере от 5 до 15%, причитающейся за выполнение обязанностей по защите государственной тайны.
Проанализировав действующее законодательство, Верховный суд Хакасии отказал в удовлетворении требований прокурора республики, признав нормативный акт главы Абакана законным и обоснованным. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд России, что, скорее всего, и будет сделано органами прокуратуры.
Можно, но не нужно
Казалось бы, на улице мэра — праздник. По крайней мере, в споре между прокуратурой и мэрией Верховный суд Хакасии точки расставил. Господин Булакин — белый и пушистый, чего о прокуратуре, увы, не скажешь. Она в очередной, дай бог памяти какой, раз "умылась" в споре с городской администрацией. Такое вот у нас государево око, как оказывается, увы, не без бельма.
Однако вывешивать на улице мэра флаги и бить в барабаны все-таки рановато. То был гражданский суд, и разбирательства по этому делу начались еще в апреле. А в мае, напомним, против Булакина возбудили уголовное дело по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями. И хотя в этом деле также фигурируют все те же пресловутые надбавки за работу с секретными документами, однако оно само носит гриф "совершенно секретно", и мало кто из непосвященных знает, что в конечном итоге будет предъявлено господину Булакину в качестве окончательного обвинения.
В любом случае, надеяться на то, что после вынесенного 25 июля судом решения уголовное дело против главы Абакана будет прекращено автоматически, можно, но не нужно.
– В УПК РФ есть статья 90, которая говорит о том, что обстоятельства, установленные приговором суда или решением суда по гражданскому делу, не подлежат переоценке при расследовании уголовного дела. Другими словами, если суд признал, что распоряжение мэра, которое служило основанием для возбуждения уголовного дела, является законным, то здесь остается только одно — прекратить уголовное дело, если это было единственным основанием для его возбуждения, – заявил "ШАНСУ" представляющий интересы главы города адвокат Михаил Дмитриенко.
И здесь внимание надо обратить именно на последнюю фразу "если это было единственным основанием для его возбуждения". К сожалению, получить достоверную информацию о том, что же именно послужило основанием для возбуждения уголовного дела сегодня, практически невозможно. Пресловутые "надбавки за секретность", безусловно, послужили его спусковым крючком. Но не единственным. По крайней мере, именно на это довольно прозрачно намекнул 21 июля на пресс-конференции руководитель следственного управления СК РФ по Республике Хакасия полковник юстиции Владимир Коневских.
– Если сказать вам, что одно к другому эти дела (иск прокуратуры в суде и возбуждение следственным комитетом уголовного дела — прим. ред.) отношения не имеют, это было бы не совсем так. А какие-то подробности сообщать вам по делу Булакина я права не имею, потому что оно носит характер "совсекретно". Поэтому какие-то параллели есть, но это не два совершенно одинаковых факта.
Другими словами, ждать прекращения уголовного дела после вердикта Верховного суда РХ наивно. Тем более, что прокуратура еще может оспорить его в Верховном суде России.
Дело под грифом
О том, что дело против Булакина не будет так просто прекращено, можно было догадаться уже после пресс-конференции руководителя следственного управления Владимира Коневских.
– В материалах, которые были нам предоставлены для решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении, чаша весов перевесила в пользу возбуждения уголовного дела. Это совершенно четкое, продуманное, юридическое решение, а не какая-то политическая, ангажированная пиар-акция, – заявил он журналистам.
Однако что же именно положили на чашу правоохранительных весов, рассказать Владимир Леонардович отказался.
– Я не случайно говорю так уклончиво — стараюсь, как можно, объяснить вам суть проблемы, но и в то же время даю понять, что не могу рассказывать обстоятельства этого уголовного дела, потому что тогда мои действия в целом будут подпадать под уголовный закон, поскольку это дело носит определенный гриф и информация оттуда вообще никакая разглашаться не может. Уголовное дело носит гриф "секретно".
Так что же такого "нарыли" надзорники, что об этом даже вслух говорить страшно? Если отталкиваться от так называемых "секретных надбавок", то можно выстроить, как любит говорить наш мэр, следующую логическую цепочку.
Постановление о надбавках служащим администрации градоначальник подписывал ежегодно. За точку отсчета принято брать 2005 год. Сумма надбавок составляла от 5 до 15 процентов к должностному окладу. За минувшие годы эти проценты вылились в довольно приличную сумму или, пользуясь языком наших правоохранителей, в особо крупный размер. Если следствием будет доказано, что, подписывая свои постановления, мэр имел преступный умысел, то надбавки легко превращаются в хищение в особо крупных размерах. А дело заканчивается семилетним заключением господина Булакина в местах не столь отдаленных.
Впрочем, его адвокат от таких предположений отмахивается двумя руками. По крайней мере, "ШАНСУ" он категорично заявил, что в подобном ключе дело пока не рассматривается.
Но много ли может сказать адвокат, который так же, как и прочие участники этой "уголовки", связан по рукам и ногам в своих действиях грифом "секретно".
Против танка
не попрешь
Разве что сочувственно повздыхать по поводу происходящего.
– Да, мне очень жаль. Я прямо скажу, мне очень жаль. Потому что я тоже в Абакане живу, может, чуть больше года, но мне жаль и очень было досадно, когда встал вопрос о таком, поверьте мне на слово, не очень это, даже если мягко сказать, очень жестком и... – еще каком-то, видимо, решении. На пресс-конференции господин Коневских так и не закончил эту фразу.
– Вы знаете нашу систему, – продолжил вместо этого он. – Я иногда, опять как гражданин, нашу систему сравниваю либо с танком, либо с бульдозером. Вот если у этого механизма, у этой машины запустить двигатель, то она ведь не остановится ни перед чем. Ни перед кедрами, ни перед березами. Потому что мы находимся в правовом поле, в рамках закона. И мне очень жаль, что приходилось исполняющему обязанности руководителя следственного комитета, я находился в отпуске, принимать решение. Я, конечно, был в курсе всех событий, которые тут развивались, но было очень неприятно и досадно.
Понятно, против танка не попрешь! Но кто все-таки управляет этой бронированной махиной?
Пожалуй, уже только ленивый не говорит, что дело Булакина носит заказной характер. Что вся затея, в числе прочих, имеет и еще одну, конкретную цель – приватизация муниципальных предприятий. В недавнем интервью нашему корреспонденту Николай Генрихович пусть не напрямую, но косвенно это подтвердил. Позволим себе напомнить некоторые фрагменты того разговора.
– Поступают ли вам предложения продать эти (муниципальные – прим. ред.) предприятия?
– Конечно, поступают.
– Кто их может купить?
– Очень многие заинтересованы... Я не называю конкретных заинтересованных лиц, но эта тема постоянно висит на повестке...
– Не связываете ли вы возбуждение против вас уголовного дела с желанием некоторых людей произвести передел городской собственности, имущества?
– Я бы воздержался от комментариев на эту тему. Ситуация довольно прозрачная, пусть каждый, кого эта тема интересует, сам поразмыслит и придет к собственному выводу.
– Поговорим просто гипотетически, допустим, придет к вам человек и скажет, давайте поделимся, вы нам, к примеру, "Абаканэнергосбыт", а мы обеспечиваем вам дальнейшее царствование?
– Думаю, никто не подойдет. Я не собираюсь даже допускать разговоры в подобном ключе.
Кстати, на этой неделе пришла информация о том, что муниципальное предприятие ООО "Абаканэнергосбыт" заняло второе место в ранжированном списке российских сбытовых компаний. Лакомый кусочек, не правда ли?
Впрочем, полковник юстиции категорически отверг саму вероятность какого-либо политического заказа.
– Я утверждаю, подтверждаю и настаиваю на тех своих словах, которые я сказал почти год назад, когда первый раз с вами встречался – это моя принципиальная позиция, – следственный комитет будет, был и, надеюсь, останется впредь ведомством, свободным от политических амбиций, – заявил Владимир Коневских журналистам.
Но "упаковщиком" чужих мотивов, похоже, поработать могут.
– Я бы, опять-таки образно, сравнил деятельность следователя с деятельностью упаковочного цеха, – признался Владимир Леонардович. – Мы, следственное управление в целом, мои сотрудники, мы не занимаемся вопросами выявления преступлений, в данном случае вот этой категории. Мы не имеем права в соответствии с законом проводить оперативно-розыскные мероприятия. Мы не имеем права ходить и собирать информацию. В данном случае нам представили материалы, в основе которых лежат оперативные какие-то разработки. Органы дознания представили нам материалы, в данном случае совместно с прокуратурой, сказали: "Вот, ребята, вам это все, дайте юридическую оценку". Почему в 2006 году нельзя было это сделать, это я вам сказать не могу, и не не только по той причине, что я здесь не работал, а потому, что материалов-то у нас тогда в следствии не было никаких.
Как говорится, будет день — будет и пища. Пришло время, и, как по заказу, появились материалы. Видимо, надо было пять лет выжидать, чтобы в 2011 году взять и проехаться по мэру танком. Удивительная избирательность и прямо-таки изощренная правоприменительная практика.
Как долго еще будет продолжаться расследование дела Булакина? Вопрос, надо сказать, тоже интересный. В начале пресс-конференции господин Коневских заявил:
– Когда оно (уголовное дело — прим. ред.) будет закончено, я сказать не могу, потому что считаю, в данном случае, следствие не терпит суеты. Вот, пожалуй, все, что могу ответить.
Но спустя буквально несколько минут, когда речь зашла о продлении сроков расследования уголовного дела, вдруг позволил себе уже некоторые подробности – оказывается, следствие будет длиться еще месяц.
– Совершенно обоснованно продлен срок расследования по делу. И, более того, могу сказать, что, наверное, это по данному делу единственное, выражаю такую твердую уверенность и надежду, что это единственное продление сроков по этому делу. В нынешний продленный срок дело будет так или иначе окончено. А так или иначе — это либо будет направлено в суд, либо прекращено.
Но если расследование продлено всего на месяц, то почему же Владимир Леонардович не смог ответить на вопрос, когда оно закончится? Если верить его словам — в августе. Аккурат к Дню города! Интересно, какой подарочек преподнесет следственное управление господину мэру в канун юбилейных торжеств Абакана?
Хотя, кто знает, может, это вовсе и не последнее дело. Следуя логике руководителя следственного управления, каждый чиновник у нас априори подозреваемый.
– На сегодняшний день само пребывание на определенном чиновничьем посту уже подразумевает понимание того, что над тобой занесен дамоклов меч уголовного закона, – предупредил господин Коневских.
С такими убеждениями бы да в 37-й год!
Алексей КИРИЧЕНКО
Сказано!
Владимир КОНЕВСКИХ, руководитель следственного управления СК РФ по Республике Хакасия, полковник юстиции, на пресс-конференции 21 июля 2011 года:
– Давать какие-то комментарии по этому делу я не могу, но по секрету скажу, что все близится к концу. Это неофициальная информация, это мои предположения. Думаю, что цыплят по осени считают.