Эту историю можно смело публиковать под заголовком "Эхо выборов" или додумать и издать книгу под названием "Воровские войны, продолжение". Началось все с того, что 6 марта, то есть аккурат через два дня после выборов президента России, в интернет-журнале "Новый фокус" появилась статья "Хакасская тюрьма потребовала честных выборов. В ИК-35 заключенные подняли бунт". Суть написанного сводилась к тому, что 4 марта часть заключенных в вышеуказанном учреждении возмутилась по поводу того, что их якобы принуждают голосовать за Путина, после чего между двумя группировками, сторонниками администрации и так называемыми "синими", завязалась драка, в результате которой несколько человек "забаррикадировались" во втором бараке. Для того, чтобы обезвредить бунтовщиков, пишет "Новый фокус", был поднят спецназ УФСИН по Хакасии. В качестве источника информации "Новый фокус" называет некоего "собеседника" из числа заключенных, вести от которого "просочились на волю".
Более чем через неделю после событий "боевика" руководство республиканского УФСИН озвучило официальную версию произошедшего, созвав специальную пресс-конференцию.
Цепная реакция
Какими бы не проверенными и "анонимными" ни были сведения "Нового фокуса", но реакцию они вызвали. Присутствовавший на пресс-конференции уполномоченный по правам человека в Хакасии Александр Чистотин охарактеризовал ситуацию приблизительно так: "Говорят, утку надо либо хорошенько прожарить, либо, наоборот, полуощипанную закинуть, так же и тут получилось, что перья этой утки до Москвы долетели".
Кроме московского начальства УФСИН внимание на "бунт" в ИК-35 обратила и республиканская прокуратура, которой пришлось "разъяснять" произошедшее за колючей проволокой на своем официальном сайте.
"Прокуратурой проведена проверка сведений о конфликтной ситуации между осужденными, которой установлено, что причиной потасовки послужили личные неприязненные отношения дневальных одного отряда с дневальными другого отряда, что исключает версию о конфликте между осужденными, поддерживающими так называемые "воровские понятия", и осужденными, поддерживающими администрацию – "активистами", – сказано в официальном релизе ведомства о результатах проверки.
Зэки тянутся к спорту,
но метлой махать не хотят
Примерно то же самое озвучил и начальник УФСИН по Хакасии Ярослав Бажан, назвав произошедшее рядовым случаем, о котором не посчитали сообщать прессе раньше, чем начнется разбирательство:
– Было примерно 19.05, я ждал окончания голосования, когда поступил звонок, что на вечерней поверке идет драка. Я пошел туда пешком, тут недалеко идти. Когда пришел туда, как таковой драки уже не было, ее вообще как таковой не было. Конфликт получился между дневальными: двое с одного отряда и один с другого, но за него встала и часть осужденных из отряда. Двое дневальных получили по одному удару, но администрации было очень много, и их сразу поставили на место. Я пошел в отряд, откуда были люди, послушал их вопросы, вопросы оказались чисто бытовые: почему тот отряд был в спортзале два часа, а они всего полчаса; почему тот отряд убирает столько-то территории, а мы столько-то.
По поводу того, что на территории ИК-35 орудовал спецназ, Ярослав Бажан пояснил:
– Если бы я ввел спецназ и скрыл это, я бы тут с вами уже не разговаривал, меня бы тут уже не было.
При этом начальник УФСИН оговорился, что перед тем, как идти на место драки, поставил в известность командира отделения спецназа, так что десять бойцов действительно были наготове.
Зэки – не оппозиционеры
Мог ли на самом деле в драке присутствовать политический мотив? По словам Ярослава Бажана, участники драки не имели права голосовать. Они, как и все осужденные, лишены его по закону. Тем не менее, у системы УФСИН в Хакасии был собственный избирательный участок №69, на котором смогли проголосовать около 300 сотрудников системы – те, кто в день выборов находился на смене, и 320 заключенных из числа тех, кто находится под следствием и чьи приговоры еще не вступили в законную силу.
– В этом году я выборами доволен, потому что всегда у нас побеждала почему-то ЛДПР, а в этом году 50,4% Путин взял. Жириновский получил 24,7%, на третьем месте у нас почему-то Прохоров, хотя мы не думали даже, он взял около 100 голосов, то есть 14%. Миронов – 1 %, Зюганов – 8% .
Словом, идея коммунизма за решеткой явно не в почете, а вот капиталисты новой формации набирают популярность.
В завершение пресс-конферен-ции у Ярослава Бажана спросили, намерено ли его ведомство подать в суд на редакцию интернет-журнала "Новый фокус".
– Жирно будет, – ответил коротко и четко гражданин начальник.