205 лет назад, в разгар наполеоновских войн, в Торопце был сформирован Гродненский гусарский полк. Его основу составили пять эскадронов, переданных из Александрийского, Ольвиопольского и Изюмского полков. Один эскадрон из Сумского гусарского полка привел в Торопец его легендарный командир майор Кульнев. Шефом Гродненского полка стал полковник Дмитрий Дмитриевич Шепелев (1771-1841), чей боевой путь пролег к этому времени через знаменитые битвы и походы русской армии.
В 1794 году 23-летний секунд-майор Шепелев получил ранение и контузию, был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса "за отличную храбрость, оказанную 28 мая 1794 года при Хельме, где отбил у неприятеля 3 пушки". Через два года он командовал эскадроном во время Персидского похода, а в 1799 году участвовал в Итальянском походе А. В. Суворова и получил чин полковника.
Вызывает уважение послужной список молодого полковника Шепелева в 1800-1805 годах: шеф Владимирского драгунского полка, командир, а затем шеф Грузинского гусарского полка, флигель-адъютант, бригад-майор в корпусе Буксгевдена в Аустерлицкой битве. И вот - формирование Гродненского гусарского полка, который под его командованием уже через полгода принял боевое крещение в сражении с Наполеоном при Прейсиш-Эйлау близ Кенигсберга. Гродненские гусары отважно бились с французами в 1807 году при Гутштадте, Гейльсберге и Фридланде, а за преследование неприятеля за реку Пассарга полковник Шепелев получил чин генерал-майора и был награжден орденом Св. Георгия 3-го класса № 170.
В зимнюю кампанию 1808-1809 годов гродненские гусары совершили беспримерный рейд в Швецию по льду Ботнического залива, зайдя врагу в тыл. В экспедиции, которой руководил Я. П. Кульнев, участвовали три эскадрона гродненцев во главе с Д. Д. Шепелевым, уральские и донские казаки (всего около 400 человек). В три часа ночи отряд вышел из города Сигнальскера и вступил на замерзшую поверхность моря. Через восемь часов вдали показались черные скалы чужого берега. Шведский егерский пикет отодвинулся на версту от берега и открыл огонь. Донские казаки встали в рассыпную цепь, за ними в 200 шагах в одну линию - гродненские эскадроны, уральская сотня осталась в резерве. Гродненцы атаковали с фронта, донцы обскакали фланги шведов, и неприятель был опрокинут. Кульнев послал коменданту города Гриссельгама полковнику Фридерици парламентера с требованием сдать город "русскому авангарду". Комендант поверил этому заявлению и выполнил требование.
Гродненские гусары Шепелева перекрыли большую дорогу на Стокгольм и выслали разъезды в глубь страны. Но малочисленность отряда поставила его в опасное положение, кроме того, наступила оттепель, и Кульнев выполнил приказ командования немедленно вернуться. В ночь на 9 марта отряд совершил обратный рейд, пройдя его с огромным трудом, поскольку море кое-где уже вскрылось. Когда императору Александру I доложили о рейде гусар и казаков, то он приказал щедро наградить всех его участников. Была выбита особая серебряная медаль с надписью "За переход в Швецию. 1809 год" для ношения на голубой ленте. Все нижние чины получили денежную премию, а наиболее отличившиеся офицеры - ордена и следующие чины.
Вскоре генерал Шепелев вышел в отставку, но вновь поступил на службу
5 июля 1812 года, после вторжения Наполеона в Россию. Он командовал гвардейской кавалерийской бригадой, состоявшей из лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков, под Тарутином, в сражениях под Малоярославцем и Красным. В начале Заграничного похода русской армии Шепелев был назначен начальником авангарда войск генерала Витгенштейна и 1 января 1813 года за взятие Кенигсберга произведен в генерал-лейтенанты. В дальнейшем он преследовал врага до Вислы, принимал участие в блокаде Гамбурга. С несколькими перерывами генерал Шепелев находился на высоких должностях в кавалерии до 1830 года, когда окончательно покинул военную службу.
А его Гродненский полк в начале Отечественной войны 1812 года действовал на Петербургском направлении в составе отдельного корпуса генерал-лейтенанта Витгенштейна. В бою под Боярщиной 20 июля был смертельно ранен шеф полка отважный генерал Яков Петрович Кульнев, и гродненских гусар возглавил полковник Ф. В. Ридигер (к этой славной фамилии принадлежал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). В 1812-1814 годах полк заслужил две коллективные награды: серебряные трубы с надписью: "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года" и знаки на кивера с надписью "За отличие". В феврале 1824 года историческое название армейского Гродненского гусарского полка было передано новому лейб-гвардии Гродненскому полку, сформированному из уроженцев Польши и Литвы, а старый Гродненский полк был переименован в Клястицкий - возможно, в честь сражения под Клястицами, где особенно отличился и погиб Я. П. Кульнев. С 26 февраля по 9 апреля 1838 года в четвертом эскадроне полка командиром взвода состоял корнет Михаил Юрьевич Лермонтов.
Дмитрий Дмитриевич Шепелев был женат на самой богатой невесте России Дарье Ивановне Баташевой, внучке владельца металлургических заводов и знаменитого купца, но, не отличаясь рачительством, быстро растратил приданое жены на роскошные приемы, которые устраивал в московском дворце и в нижегородском имении. В последний период своей жизни Дмитрий Дмитриевич с головой окунулся в управление ставшими его собственностью Выксунскими металлургическими заводами. И небезуспешно: несмотря на свой щедрый характер и не самые лучшие для отечественной горной промышленности времена, он вывел предприятия на новую высоту. А Павел Свиньин написал по его заказу книгу, которая считается первым в истории России образцом промышленной рекламы.
Созданный журналистом образ хозяина, покровительствующего изобретателям, очень скоро принес свои плоды и отразился в успехах выксунской продукции на всероссийских выставках и в получении заводами значимых столичных заказов. Созданные Шепелевым новые хозяйственные постройки, больше похожие на дворцы, великолепный парк и крепостной театр придали суровому облику Выксы блеск дворянской усадьбы. В памяти своих "подданных" он остался тем настоящим барином, которого, по русской традиции, боятся и которым гордятся.
Многие деятели культуры с благодарностью вспоминали о бескорыстной финансовой поддержке со стороны старого гусара.
А торопчане помнят, что в их замечательном городе полковник Дмитрий Дмитриевич Шепелев сформировал и возглавил славный Гродненский гусарский полк.