Игорь Ялышев - новый человек в Администрации Тверской области, но далеко не новичок ни во власти, ни в политике. Он из тех, кто не приспосабливается, не меняет "окраску". За многие годы так и не освоил науку сгибаться и подстраиваться под кого-то. Месяц тому назад Игорь Александрович назначен заместителем губернатора Тверской области.
- Игорь Александрович, для многих стало неожиданностью, что вы решили сменить пост руководителя крупной телерадиокомпании на кресло чиновника. Для чего Вы, оппозиционер и не "кабинетный" человек, пришли во власть?
- Мое появление в администрации области - явление, может быть, и неожиданное, но не случайное. Оно произошло на стыке интересов и устремлений. Моих и губернатора.
Да, я находился в оппозиции и критиковал действующую власть, поскольку живу среди людей, вижу проблемы, могу их проанализировать. В свою очередь, Дмитрий Зеленин не первый год работает в Тверской области. За эти годы он не раз побывал в каждом районе, в каждом городе и поселке. Встречался с людьми, выслушивал их и тоже анализировал.
К каждому из нас, но своими путями, пришло понимание, что необходимо вносить коррективы, менять механизмы работы. Вероятно, в этом есть "заслуга" советской системы управления, на которой изначально строилась и та, которую мы сейчас имеем. Но и нашей вины немало. Заметьте, я говорю "нашей", имея в виду не только власть.
Я оказался в такой ситуации, когда созрело понимание, что нужно делать, родился даже план конкретных действий. Я как представитель оппозиции и губернатор как представитель власти смогли наладить конструктивный диалог. Мы объединили свои возможности, чтобы провести политику обновления, чтобы создать сильное гражданское общество, фундамент для реализации задач, которые ставит перед нами Президент.
- Но Вы очень часто выступали с критикой в адрес действующей власти?
- Я всегда старался, чтобы в наших сюжетах была не просто критика - а сообщение власти того, чем недовольны люди. А недовольство это растет, превращаясь в глухое противостояние. Растет барьер, где по одну сторону "мы", а по другую "они". Чиновник иногда забывает, что он такой же житель региона, как и любой другой. Население стало все больше отдаляться от участия в жизни региона, воспринимая ее, как нечто чужое. Люди все чаще стали воспринимать общее - как ничье, хотя, на самом деле, это общественное, а значит и свое.
Чтобы меня легче было понять, приведу конкретные примеры.
У меня есть знакомый С. Домовитый, основательный, мастер на все руки. Работает в компании, ремонтирующей дороги. Так случилось, что проезжал я как раз по тому участку, где он вместе с другими работягами сыпал под дождем в лужи и грязь битумную смесь. По-моему глубокому убеждению, хозяйственный человек такого допустить по определению не может. Оказалось, может!
С. ездит на своей "Ниве" по дорогам, которые сам строит и ремонтирует. На чем свет костерит эти дороги вместе с другими "водилами", не признаваясь в том, что в этих выбоинах и ухабах есть доля и его труда. Пытаюсь понять, почему человек, у которого и дома, и на даче все сделано с умом, вдруг в корне меняется там, где закончились его личные владения. С. поведал мне, что главное - не высовываться, не лезть на рожон. Тогда и зарплату вовремя дадут и, глядишь, премию подкинут. "Власть сказала сыпать - вот мы и сыпем…". Властью, которая "сказала", оказался дорожный мастер, между "делом" проводивший "политинформацию" о коррупции, о бездельниках-чиновниках, о бардаке в родной стране. Причины такого вопиюще циничного отношения лежат на поверхности и совсем не банальны: утрачены такие ценностные ориентиры, как защита общей собственности, чувство гордости за принадлежность к профессии, за качественные результаты труда.
Другой пример. Пожилая женщина, я бы назвал ее педагогом - наставником от Бога, вместе с ребятней благоустраивает территорию двора: они делают клумбы, сажают цветы, красят скамейки, устраивают концерты для жителей близлежащих домов. Никто ее об этом не просит. Просто ей хочется, чтобы люди, живущие в этом дворе, радовались красоте, а дети приучались создавать и беречь эту красоту.
Люди должны перестать относиться к общественному как к ничейному. Необходимо, чтобы они не только понимали, но и считали это своим, личным делом. Строительство каждого объекта, внедрение любого начинания должно быть продиктовано обществом и востребовано им.
Мне, человеку беспартийному и воспринимаемому многими как оппозиция действующей власти, доверено формирование новых подходов, новой стратегии территориальной политики.
- В чем их новизна?
- Во взаимоотношениях власти и человека. В последние годы в регионе, как и во всей стране, ведется активная социальная политика. Все силы брошены на то, чтобы помочь людям. Предпринимаются все новые и новые меры. Но находясь в отрыве от населения, власть, как говорит Дмитрий Медведев, "бронзовеет", будучи уверена, что делает все возможное. Мы можем даже видеть раздражение чиновников, когда люди пытаются добиться чего-то. Чиновник не понимает, почему люди что-то требуют, ведь для них и так очень много сделано.
Вся беда в неинформированности. В отсутствии диалога, договоренности. А диалог нужен. В любом стандартном договоре есть две стороны - партнеры, которые заключают соглашение. Так и власть должна заключить договор с обществом о партнерских взаимоотношениях, где основным из пунктов должно стать информирование друг друга о возможностях и потребностях. Механизм сотрудничества пока изобретен только один - договариваться.
- Вы уверены, что это будет работать?
- Мы меняем подход и поставили задачу добиться, чтобы каждый шаг власти был прозрачен, чтобы жители области не только знали о планах и конкретных делах власти, понимали, как повлияет то или иное решение власти на их жизнь, но и сами принимали в этом процессе большее участие. Противостояние, которое сформировалось, мы нейтрализуем, выстраивая конструктивный диалог с населением, снимая напряжение, формируя атмосферу доверия. Власть проявит исключительную мудрость и научится работать под контролем общества в лице различных общественных организаций, ассоциаций, средств массовой информации.
Необходимо дать людям не просто поверить в нас, а включиться в процесс обновления.
- Обновления? Что вы под этим подразумеваете?
- Народ хочет видеть обновленную власть с новыми людьми и новыми подходами к их проблемам. Мы должны и можем дать людям то, о чем они мечтают.
- Как?
- Я бы начал с вопроса "кто". Лидеры общественного мнения, уважаемые люди, пользующиеся заслуженным доверием населения, руководители колхозов и заводов, инженеры и дворники, учителя и врачи, представители всех партий. В особенности те, кто мало представлен в Законодательном Собрании и Советах депутатов или не представлен вовсе. Одним словом, каждый житель области, кому не безразлично, где и как он живет. Ведь именно лучшие люди могут предложить лучшие условия и сделать жизнь лучше. Не "ручные", не "прикормленные", а лучшие, которых выдвинет общественность.
Так уж на Руси повелось, что народ шел за лидером, сильной личностью. Там, где такой человек был - и дела делались, и народ был доволен. Потому что все дело в доверии.
Но выдвигать этих лучших необходимо исключительно с помощью честных и открытых выборов. Считаю абсолютно правильным решение Дмитрия Зеленина не возглавлять региональный партийный список "Единой России". Отказавшись от лидерства, он дает равные возможности всем кандидатам от всех партий. Это очень важно.
Кстати, недавно мы смогли договориться с Центризбиркомом, что на избирательных участках Тверской области будет установлено дополнительно 100 электронных урн, которые исключают возможность мошенничества при подсчете голосов. К нам на выборы приедут наблюдатели, представители всероссийских общественных организаций, которые следят за чистотой выборов. Мы мобилизуем все ресурсы, чтобы провести выборы максимально честно и открыто, чтобы свести к минимуму обвинения, которые неизбежно звучат со стороны проигравших партий. Обычно других оправданий перед своим избирателем у них нет.
Но это к слову. Сейчас же нам необходимо решить вопрос максимального вовлечения общественности в решение конкретных проблем. При многих муниципалитетах уже действуют Общественные советы, отраслевые координационные советы. Там, где их нет, уже дано поручение срочно их создать, с обязательным участием в них реальных лидеров общественного мнения. Работа будет идти в постоянном режиме и строиться на взаимодействии с Советами депутатов, представителями института советников губернатора, экспертами Общественной палаты Тверской области.
- Это уже реализуется на практике?
- Конечно. Так, например, в декабре 2009 года Губернатор выступил с Посланием к депутатам Законодательного Собрания. А спустя год, с 1 по 17 декабря этого года заместителям губернатора, руководителям департаментов и служб, главам районов дано поручение отчитаться перед Общественными Советами и депутатским корпусом всех городов и районов области об исполнении Послания. И уже есть конкретные результаты. По оценкам моих коллег, выезжавших в районы, налицо не дежурный монолог, как было раньше, а конструктивный диалог власти и общественности. На этих встречах вырабатываются предложения по решению конкретных проблем района, поселка, города. Более значимые вопросы передаются на уровень областной администрации и депутатов Законодательного Собрания.
Я был недавно на одном таком отчете в городе Твери. Пока отчитывались чиновники, в зале царила атмосфера всеобщего благодушия. У меня даже возникло ощущение, что живу я в сказочном городе, в котором нет проблем, - так у нас все хорошо. Но когда к микрофону один за другим стали выходить общественники, стало ясно, что люди не ручные, не те, на которых можно надавить и заставить петь дифирамбы власти. Говорили они об удушении городского электротранспорта, об ухудшении экологической обстановки, о несанкционированной общественностью точечной застройке, о необходимости комплексного подхода к развитию городской дорожной сети и о многом другом. Ольга Кириченко, возглавляющая Ассоциацию Товариществ Собственников Жилья города Твери, не только обозначила болевые точки городского хозяйства, но и рассказала о тех технологиях, которые она применяет в своем собственном ТСЖ, чтобы более эффективно расходовать средства. Это и внедрение энергосберегающих технологий, и разумное сотрудничество со всеми партнерами, и вовлечение жителей в проекты. Она готова делиться этим опытом, пропагандирует его, но от нее отворачиваются, предпочитая оставлять все по старому. Ей даже заявили: "Что Вы хотите? Революцию устроить? И не надейтесь! Не дадим!"
Была возможность монолог человека с активной гражданской позицией перевести в диалог, начать делать новое хорошее дело. Но воля (или безволие) одного инертного чиновника может сгубить все. Такой подход в новой системе взаимоотношений не позволителен, более того - преступен.
Заявляю однозначно: мы будем тиражировать положительный опыт, содействовать таким людям, поддерживать их. Такие "сигналы" станут обязательными для исполнения, законом для чиновников.
И чтобы ни одна инициатива не пропадала в кабинетах равнодушных чиновников, в каждом районном отделении Почты России нашей области подразделением Администрации области, которым руковожу я, будет установлен так называемый "Ящик доверия". С конца января жители смогут оставлять в ней не только свои жалобы и просьбы, но и предложения о том, что нужно сделать и как.
- То есть, вы хотите сделать ревизию во взаимоотношениях власти и общества?
- Да, не только хотим, но и делаем! И помогаем.
Но и перед общественностью мы тоже хотим поставить задачу: мало заявить о проблеме, нужно найти и предложить эффективный способ ее решения. Есть такая реальная форма, как территориальное общественное самоуправление (ТОС). Большинству жителей Тверской области - увы! - эти буквы ни о чем не говорят. А ведь глубинный смысл этой аббревиатуры - Только Общими Силами! ТОСы - это один из самых эффективных инструментов целесообразного расходования бюджетных средств. Напомню, ТОСы также, как и муниципалитеты имеют право на свой кусок бюджетного пирога, имеют право сами решать, что на подведомственной им территории необходимо сделать в первую очередь, а что отложить на потом. Конечно, для власти это дополнительная головная боль. Но мы-то сегодня говорим о том, чтобы люди чувствовали свою принадлежность к общему делу. На мой взгляд, совершенно прав Губернатор, говоря о том, что Главы районов должны усвоить: скверно, когда множество решений принимается фактически кулуарно, без серьезной экспертизы общественности. И обязательно всячески способствовать возникновению ТОСов на своих территориях. Чтобы муниципалитеты не плакались, что денег не хватает, по инициативе Губернатора принято решение об увеличении финансирования расходных полномочий муниципальных образований. Многие из которых будут направлены для развития ТОСов! В бюджете 2011 года статья по этим расходам проиндексирована на 18%. Она стала третьей по емкости. В России редко встретишь регион, где поступали бы так же.
То есть работа в этом направлении началась. И теперь мы будем помогать и контролировать, чтобы не было отклонений от выбранного курса.
- А что в итоге изменится?
- Система принятия решений. Власть дает средства, ресурсы, а люди на местах решают, куда их направить и какую проблему решить в первую очередь. Сейчас зачастую наверху решают, какие дороги нужно отремонтировать, и в какой цвет покрасить подъезд. А все потому, что нет отлаженной системы оповещения о потребностях населения. Мы даем людям право самим принимать такие решения. Люди должны видеть и знать результат проектов, следить за использованием средств и качеством исполнения. Вместо вертикали власти мы создаем вертикаль ответственности и доверия между властью и обществом.
- Звучит красиво. А возможно ли реализовать это на деле?
- Это не фантастика, а реальность: у нас есть конкретные положительные примеры того, как может действовать новая политика.
В сентябре этого года губернатор объявил о старте социальной программы "100 детских площадок". Первый этап этого проекта уже реализован - площадки появились там, где люди проявили инициативу и не побоялись ответственности.
Решение о том, где они должны быть установлены, принимали не департаменты, не губернатор, а жители Твери. Именно они заполняли заявки, обосновывали необходимость появления площадки именно в их дворе. У губернатора было одно-единственное условие - жители сами должны нести ответственность и следить за их содержанием и сохранностью. У нас ведь сколько угодно примеров, когда за счет средств областного бюджета ремонтировался дом, но буквально через месяц разрисовывали стены, срывали с петель двери, выбивали стекла, варварски относились к детской площадке. Власть может один раз привести в надлежащее состояние дом, детскую площадку. А дальше необходимо, чтобы сам собственник следил за принадлежащим ему имуществом подобающим образом, как хозяин.
Нам необходимо меняться. Модернизация, о которой говорил Президент РФ Д. А. Медведев в Послании, должна начаться, в первую очередь, с модернизации отношений власти и общества. Мы не должны быть по разную сторону административного барьера.
Через конструктивный диалог общества и власти, создание атмосферы доверия и уважения к мнению мы сможем разрушить барьер разногласий и непонимания. Тем самым дадим дополнительный импульс развитию области. Конкретные же задачи и основные векторы развития, сформулированные на основе предложений населения, губернатор обозначил в Послании. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru