Предстоящий референдум о вступлении Латвии в ЕС не оставляет равнодушным ни граждан, ни «негров», коим, собственно, в праве голоса отказано. В том, что граждан Латвии придет на участки порядка 70 процентов, факт, подкрепленный суровыми цифрами статистики. По данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК), три последних парламента в Латвии выбирали почти 72 процента имеющих на это право.
Существует, правда, любопытная тенденция. На заре восстановления независимости избиратель был гиперактивным. На выборах в 5-й Сейм проголосовали 89,90 процента обладателей «синих» паспортов. Отведав независимости, некоторые разочаровались.
6-й Сейм выбирали уже 71,90 процента граждан. 7-й парламент, соответственно,
71,89 процента. 8-й и вовсе 71,51 процента.
С референдумами дела обстоят не столь благостно. То ли не верит народ в силу своего слова, то ли память о собственной глупости не дает покоя. Самый первый «Опрос жителей о независимости Латвии» проходил
3 марта 1991 г. В нем приняли участие 87,56 процента будущих граждан и неграждан. Бросая бюллетени в урны, люди и не подозревали, что тем самым делят общество пополам. Для трети населения – обладателей «фиолетовых» паспортов – этот референдум был первым и последним актом волеизъявления в независимой Латвии. С тех пор «негры» лишены права голоса. В этой связи возникает любопытный вопрос: получат ли гражданство ЛР негры, так сказать, генетические, имеющие черный цвет кожи, которые наверняка заполонят республику после вступления в ЕС? Если да, то в Латвии, впервые за всю мировую историю, появятся негры «синие» и «фиолетовые» (то бишь бледнолицые обладатели паспортов неграждан).
Но вернемся к статистическим данным. Народное голосование об отмене поправок к Закону о гражданстве, проходившее 3 октября 1998 года, собрало всего 69,16 процента голосов граждан. «Негры», чья судьба, собственно, решалась, были отстранены от референдума. И пока «синие» голосовали, «фиолетовые» усердно работали на благо Латвии, дабы своевременно заплатить налоги в бюджет. Чтобы государство могло организовать еще один референдум. Третий и пока последний – «Об отмене поправок к Закону о государственных пенсиях», с треском провалился 13 ноября 1999 г.
Наверняка роковую роль сыграла цифра «13». Участие в акте волеизъявления приняли лишь 25,1 процента граждан. Остальные, похоже, махнули на государство рукой и, не терзаясь муками гражданской ответственности, присоединились к «неграм»: работали, чтобы заплатить налоги в бюджет, а по большей части – наполнить собственный карман.
Грядущий референдум «О вступлении Латвии в ЕС» социологи сравнивают с первым независимой республики – 1991 года. Главные аргументы – два последних не являются существенными для прогноза активности населения. Тем более что третий правительство призывало бойкотировать (уверенность мужей государственных в том, что они в авторитете у народа просто поражает). Как говорится, поживем – увидим. Иного выхода у нас, «негров», наивно поверивших в независимую Латвию равных возможностей в 1991 году, сегодня нет. А вот у граждан пока еще есть. Пока их не приравняли к «синим неграм».