В сентябре прошлого года городской голова Бердянска Евгений Шаповалов громогласно заявил о том, что он взял на себя ответственность и подписал договор о передаче горводоканала в концессию. Было объявлено, что это единственный правильный шаг и единственная возможность не повышать тариф.
Если концессионный договор будет разорван, возместит ли концессионер коммунальному предприятию 3 месяца сбора платежей? Или эти деньги уйдут неизвестно куда?
Прошло семь месяцев, и заместитель мэра Сергей Ткаченко в отсутствии стремительно ушедшего в долгий отпуск Евгения Шаповалова заявил, что концессионер оказался несерьезным: он не выполняет своих обязательств, и договор с ним лучше разорвать.
Взял – отвечай
Показательный момент: договор Евгений Иванович подписывал самолично. До него (зимой 2007-2008 годов) это категорически отказались сделать Анатолий Степаненко и Валерий Харченко, исполнявшие в разное время обязанности городского головы. И один, и второй тщательно ознакомились с условиями договора и не пошли на создание концессии. А вот при Евгении Шаповлове в сентябре 2008 года депутатов поставили перед фактом. Все их резонные вопросы отметались популистской фразой: «Вы что, хотите повышения тарифов? Если горводорканал не отдать в концессию, тарифы нужно повышать вдвое».
Напомним о том, что концессионный договор принимался в спешке. В результате благодаря настойчивости группы депутатов, его переписывали трижды. Для этого понадобился даже приезд правительственного чиновника, который в пух и прах раскритиковал подготовленный и подписанный исполнительной властью вариант концессионного договора. И даже после этого ряд депутатов настойчиво пытались добиться ответа от мэра на вопрос: уверен ли он в платежеспособности концессионера, ведь условия договора весьма тяжелые? Так и не получив вразумительных объяснений, эти депутаты, в составе около 20 человек (среди них Светлана Воробьева, Александр Врублевский, Игорь Руденький, Владимир Сенченко, Виктор Семенов, Анатолий Степаненко и ряд других), категорически отказалась голосовать за заключение договора конкретно с этим концессионером. Однако о взвешенном и рассудительном подходе к столь важному решению тогда думали далеко не все. Призрачная идея спихнуть с себя проблемы горводоканала одним росчерком пера была тогда очень заманчива. К тому же злые языки судачили в то время о том, что интерес к концессии у определенной группы товарищей щедро подогревался самим концессионером. В общем, состоялось – концессию создали…
В отпуск или «в кусты»?
Но прошло не так много времени – и красивые надежды остались в прошлом. На состоявшейся в минувший четверг сессии горсовета уже не «вредные депутаты», а заместитель мэра Сергей Ткаченко заявил: «Положительных моментов в работе концессии нет». Более того, из-за концессионера город оказался на грани срыва курортного сезона. Как сообщил тот же Сергей Ткаченко, главный санитарный врач области заявил бердянским властям, что, если подача днепровской воды, прекращенная в апреле, не возобновится, работа всех оздоровительных учреждений города будет запрещена. А в Интернете появится информация о том, что ехать отдыхать в Бердянск нельзя, потому что там нет питьевой воды, соответствующей ГОСТу.
Что и говорить – перспектива в кризисный год просто «шикарная».
Отметим, что сам Евгений Шаповалов, красиво заявлявший о том, что берет на себя ответственность, подписывая концессионный договор, на сессию не явился. Оно-то, конечно, человек в отпуске. Да только мэр ведь не простой человек. Он несет ответственность за город. Как же можно было в канун курортного сезона, зная ситуацию и с дорогами, и с той же концессией, уезжать из города? Мы ничего не можем утверждать, но создается впечатление, что мэр просто улизнул от решения сложных вопросов, и проблему расторжения концессионного договора спихивает на совет.
На это обратили внимание и депутаты, которые поинтересовались у Сергея Ткаченко: а в курсе ли вообще Евгений Шаповалов того, что его зам поднимает вопрос о расторжении концессионного договора. Сергей Ткаченко не очень уверенно ответил, что «да, в курсе». Потом добавил, что «если поручите (имеется в виду депутаты), будем разрывать». Одним словом, Евгений Шаповалов, выглядевший очень решительно при создании концессии, в вопросе расторжения концессионного договора ушел в тень (в отпуск), а всю тяжесть ответственности решил переложить на совет, вот, мол, как скажете, так и сделаем.
Но депутаты не согласились с таким вариантом и поручили расхлебывать заваренную кашу исполкому.
Что дальше?...
– Давайте вспомним, что 26 сентября решение о подписании концессионного договора принималось в пожарном режиме, – напомнил коллегам депутат Виктор Гречка. – Потом начали ломать через колено совет – утверждайте договор… Мы еще тогда говорили, надо все взвесить, горводоканал для города – жизнеобеспечивающий объект, не надо так спешить. Мы уже тогда обращали внимание на такой нюанс, как невозможность концессионером получать субвенцию от государства, в отличие от коммунального предприятия. Мы поднимали вопрос о платежеспособности концессионера… И вот теперь мы вернулись к тому же. Где Евгений Шаповалов? Он тогда брал на себя ответственность за принимаемое решение. Допущена была ошибка, теперь все пытаются вернуть на круги своя, но время-то упущено…
– Мы год спрашивали о платежеспособности организации, которая берет в концессию горводоканал, – с укором заметил депутат Борис Бузов, – Нам так никто толком и не ответил, так как же можно было сдавать коммунальное предприятие в концессию, непонятно кому.
Очень резонный вопрос задала Сергею Ткаченко и депутат Светлана Воробьева: «Хорошо, допустим, концессионный договор разорвали, что дальше?»
В ответ Сергей Ткаченко попросил депутатов не делать из вопроса политики. А дальше?.. Дальше, если концессионный договор будет расторгнут, то коммунальное предприятие горводоканал еще не ликвидировано, оно и продолжит работу. «Были переговоры с областью, – сообщил зам мэра, – нам обещали субвенцию на поддержание горводоканала»…
В общем, конкретики опять никакой. Если бы, да кабы…
График… уже который
Присутствовал на сессии и представитель концессионера Сергей Раздобудько. В оправдание он сообщил, что с облводоканалом подписан реальный график погашения задолженности и текущих платежей. Благодаря этому и проплате в размере 100 тысяч грн. 12 мая днепровская вода было подана в Бердянск. Но надолго или нет – опять же никто не знает. Больше никакой конкретики в выступлении представителя концессионера не было.
А вот приглашенный на сессию заместитель генерального директора облводоканала Сергей Довганчук четко сообщил, что за все время работы концессионер не только не погасил даже части из старых восьми млн. долгов горводоканала, но и наработал уже почти один млн. новых долгов. Если обязательства не будут выполняться, в конце мая днепровская вода снова может быть отключена.
Что касается графика погашения долгов, то он уже не первый. А проплаченные 100 тыс. грн. – это деньги, которые концессионеры получили от населения. То есть речь о собственных вложениях пока не идет.
Ситуация может усугубиться
Кстати, нет ответа и на вопрос, что будет в течение того времени, пока продлится процедура расторжения концессионного договора. Дело это не одного дня. На данную процедуру отводится 90 дней. Сергей Ткаченко заявил депутатам, что фактически процедура разрыва началась полтора месяца назад. То есть осталось еще полтора месяца. Но ведь абонплату за воду уже собирает не коммунальное предприятие горводоканал, а концессия – ООО «Чистая вода». Вернет она горводоканалу собранные средства или не вернет – опять ничего не ясно. То есть в действительности после разрыва договора финансовое положение горводоканала может еще значительно ухудшиться. Одним словом, вместо решения проблемы город получит ее усугубление.
Есть, правда, призрачная надежда. Не случайно Сергей Ткаченко постоянно уточнял, что договор разорвут, если, конечно, концессионер не изменит своих подходов к работе. Это «если» звучало как спасительная ниточка несколько раз.
Кто же ответит?
Однако единогласно сессия приняла решение поручить исполкому начать процедуру разрыва договора о концессии. Несмотря на то, что Евгений Шаповалов в отпуске, остаться в тени ему не удалось. Ответственным за данную работу сессия назначила его. Потому что кто бы что ни говорил, а такие серьезные вопросы являются далеко не только хозяйственными, но и политическими. Такие казусы и просчеты – это результаты, прежде всего, политической деятельности. Потому что у каждого политика есть своя политическая программа в хозяйственных вопросах. А если таковой программы нет, как, похоже, в нашем случае, то это не значит, что работа горводоканала – вопрос не политический.
Да, собственно, и есть ли в данном случае смысл спорить о том, делать политику или нет. Нужно говорить об ответственности. Кто ответит за случившееся…
Если случится еще одна остановка, то эта остановка может быть навсегда
12 мая днепровская вода начала поступать в дома горожан. Но надолго ли? Прокомментировать складывающуюся ситуацию мы попросили генерального директора Запорожского облводоканала Николая Никулина:
– Я называю складывающуюся ситуацию сложной, – подчеркнул Николай Иванович. – И обусловлена она тем, что концессионер, мягко говоря, сильно отстает от графика погашения задолженности. Речь идет о двух млн. грн. Пока погашено только 200 тысяч грн. Мы подписали новый график: до 25 мая концессионер должен оплатить 800 тыс. грн. Но я боюсь, этого сделано не будет. Если так случится, мы 26 мая предупреждаем об отключении днепровской воды, а с 1 июня отключаем ее.
А ведь ситуация усугубляется еще и тем, что сессия горсовета приняла решение о разрыве концессионного договора. Это создает новую проблему – что дальше? Хорошо… Концессионер уйдет… А дальше что?...
Поверьте мне как специалисту с опытом работы более 30 лет. Проблему дотянули до самого неблагоприятного момента – до начала курортного сезона. Я был в Бердянске 12 раз. Из них, кроме последнего раза на внеочередную сессию совета, нас официально ни разу не приглашали. Но ведь проблема сама собой не рассосется. Нужно садиться за стол и решать ее.
– Николай Иванович, в Бердянске от некоторых чиновников исходила идея создать «горводоканал-2» – условное название. Речь идет о новом предприятии, которое могло бы начать работать с нуля, а долги оставить на старом предприятии. Как Вы считаете, приемлем ли такой вариант?
– «Горводоканал-2» – это утопия. Ведь нужно будет придти к нам, к энергетикам… А мы не будем подавать воду просто так. Поэтому новое предприятие сможет работать только на бердовской воде. Днепровской не будет. Нет, вы поймите правильно. Мы не требуем погашения сразу всех долгов. Их ваш горводоканал накапливал 5 лет. Но мы не можем постоянно дотировать Бердянск. Наше предприятие берет кредиты, нам нужно платить налоги, выплачивать заработную плату. Поэтому для начала нас вполне устроило бы 100-процентное погашение текущих проплат. Если это будет обеспечено, мы готовы говорить о реструктуризации.
– А сегодня концессионер не оплачивает текущие платежи?
– 100-процентно нет. Горводоканал гасил текущие платежи на 60-70%, в марте вообще на 30%. А ведь поймите, мы несем затраты и на возобновление подачи воды после ее отключения. Поэтому я со всей ответственностью заявляю: если случится еще одна остановка, то эта остановка может быть навсегда. Я утверждают это со всей ответственностью. И согласитесь, кто-то должен будет ответить за это. Поэтому я повторюсь: проблема сама собой не рассосется. Нужно садиться за стол и решать ее. Иного выхода нет…