Готовы ли вы провести выходные или праздничные дни там, где сыро, холодно и темно? Думаю, согласятся на это немногие, да и те еще несколько раз подумают. На такой подвиг способен только настоящий фанатик или, как скажут некоторые, "чокнутый".
Но есть-таки в нашем городе группа единомышленников-экстремалов. Без лишних раздумий, практически каждую неделю они покидают отдыхающий город для того, чтобы оказаться на несколько дней в пещерной темноте. И, поверьте на слово, с головой у них все в порядке. Просто они – "добровольные пленники" собственного увлечения.
"Абаканский клуб спелеологов" существует в Хакасии уже год. Но это, так сказать, официально. На деле же группа из спасателей, журналистов, программистов, инженеров, врачей, рекламных агентов и представителей других профессий уже много лет спускается от городской обыденности в мрачные пещерные ходы.
О своем увлечении накануне очередного "погружения" рассказали нашему корреспонденту руководитель клуба, спелеолог с 25-летним стажем, спасатель международного класса Павел ГРИДНЕВ и активист клуба Денис БЕРЕЖЕНКО.
Там, где не видит глаз человеческий
Для тех, кто не в курсе: спелеологи – это люди, которые занимаются изучением пещер. Для наших героев поход в подземелье – не только предлог для очередного путешествия, но и возможность потрудиться на благо науки.
– Мы стараемся изучать пещеру с точки зрения геологии, гидрологии, минералогии, биологии и антропологии, – вводит в курс дела Павел. – Не секрет, что среди нас нет первоклассных специалистов в этих областях, поэтому прежде всего мы стараемся изучать саму пещеру, а потом уже делаем акцент на этих направлениях.
По словам "бывалых", для того, чтобы стать одним из "подземных завсегдатаев", нужно обычное желание и набор определенных качеств, основное из которых – уважительное отношение к природе.
– Любое посещение человека негативно сказывается на пещере, – поясняет Денис. – Оттого наиболее популярные захламлены мусором. В Хакасии от туристов регулярно "страдает" Бородинская пещера. А вот Давыдковская, что в Боградском районе, вообще превращена в скотомогильник. Местные жители без зазрения совести скидывают туда тела мертвых животных. Население даже пренебрегает тем, что внутри находится естественный водоток, из которого ниже по течению они берут воду.
Для того, чтобы хоть как-то сохранить подземные туннели в чистоте, спелеологи время от времени туда наведываются. Результаты их работы умещаются в десятки пакетов, наполненных тем, что осталось от некогда туристического провианта.
В пещере можно заблудиться, застрять или сорваться в пропасть. Не знаю, как вам, но мне кажется, что там, где темно и сыро, проще простого попасть в какую-нибудь неприятную переделку.
Представьте себе огромную каменную глыбу. Если она вдруг соберется рухнуть, не думаю, что сможет вам об этом сказать. В итоге раздавит, как букашку, и все.
А как быть с лишними килограммами? Уверена, в шкуре застрявшего в кроличьей норе Винни Пуха по собственной воле никто не захочет оказаться. Хотя нет худа без добра – если застрянешь, то ничего другого не останется, как срочно похудеть. Другой возможности выбраться наверх, наверно, уже не будет. Если продолжать размышлять в том же духе, то следующим пунктом, который не внушает доверия, будет отсутствие каких-либо указателей. Проще говоря, нет ориентиров – нет дороги назад.
Так бесхитростно размышляла я вслух, и, надо отдать должное спелеологам, слушали они без иронии. Правда, по окончании моего импровизационного спича заявили, что большая часть этих предположений – мифы.
– Есть определенные методики, которые позволяют не потеряться в пещере, – делится опытом Павел. – А если честно – заблудиться там маловероятно. Да и это не та опасность, которая может подстерегать внутри. Более реально сорваться в пропасть, переохладиться или, как вы говорили, оказаться под завалом.
Что касается "медвежьей участи", то, оказывается, в чистом виде это предположение ошибочным не является.
– Что вы понимаете под словом "застрял"? – спрашивает Денис. – На мой взгляд, это значит, что у человека нет сил лезть дальше и самостоятельно выбраться он уже не может. Но на нашей памяти такого просто не было.
О подземных
рекордах
и человеческой
сущности
Находиться под землей спелеологи могут от одного до нескольких дней. Наиболее оптимальный срок – три дня. Однако история знает случаи, когда они ставили настоящие рекорды. Некоторые индивиды обитали там больше 300 дней.
Абаканские спелеологи подобными достижениями похвастаться не могут, но и цели у них совершенно другие. Да и выходные, к сожалению, не резиновые – повседневные дела ждать не будут. Не успел, значит, опоздал. Запас продовольствия тоже не безграничный, а батарейки – не вечные. И даже терпение спустя несколько дней пребывания под землей заканчивается.
Представьте только – несколько часов, прилагая огромные усилия, вы пробирались вперед. И вдруг физиология дает о себе знать. По "спелеологическим правилам", все те, кто захотел "подышать свежим воздухом" или, как выражаются в светском обществе, "припудрить носик", разворачиваются и идут к выходу. Тем временем все остальные ждут. И ничего с этим не поделаешь – человеческий организм непредсказуем, особенно на вечно темных тропах подземелья.
Привидения и другие пещерные монстры
В непроглядной пещерной темноте мерещится всякое. Кто-то видит там приведений, кто-то, под впечатлением от фильма "Спуск", – монстров и других жутких существ. Но, пожалуй, самый главный пещерный персонаж всех времен – "Белый спелеолог", дух, который является собирательным образом всех погибших когда-либо в пещере исследователей. По словам тех, кто якобы его видел, он помогает отчаявшимся и нуждающимся, но в то же время пугает и мстит тем, кто губит подземную красоту.
К подобному "фольклору" наши герои относятся философски.
– Это только легенда, которая в любом случае должна быть, – говорит Денис. – У нас в клубе в "Белого" поверят только тогда, когда увидят собственными глазами. Кстати, ничего мистического в пещерах мы не встречали. А вот необычное нередко происходит. Иногда слышим какие-то непонятные звуки. Но чаще всего этому можно найти разумное объяснение.
Постоянными источниками пугающих звуков под землей являются летучие мыши, ветер и капающая вода.
– Вот недавно был случай, – вступает Павел. – Стояли ребята около озера и вдруг услышали странный гул. Он продолжался долгое время. Осмотревшись по сторонам, ничего подозрительного не увидели. Спустя время поняли – под ногами проседала глина, а через маленькую дырочку выходил воздух, который благодаря особой акустике грота и стал причиной жуткого звука.
Странные находки
Много любопытных вещей находят под землей спелеологи. Наиболее часто им попадаются кости животных. И неудивительно, ведь пещеры, которые начинаются воронками, являются естественными ловушками для зверей. Также ребята находили человеческие останки. Это подтверждал участвовавший в одной из экспедиций врач-травматолог.
Помимо костей, спелеологи находили древнее оружие. По словам археологов, некоторые из этих предметов совершенно несвойственны для Хакасии. Попадается много и других ценных вещей, которые должны представлять исторический интерес. Но...
– Наши находки никому неинтересны, – сетует Павел. – То, что сейчас мы находим в пещерах, попросту исчезнет. Музеи эти реликвии чаще всего не принимают, поэтому нам ничего другого не остается, кроме как только документировать их и оставлять там, где нашли. Возможно, кому-нибудь это понадобится.
Новые
хакасские пещеры
Спелеологи отправляются в экспедиции почти каждые выходные и праздничные дни. Список подземных мест, в которых они побывали, можно продолжать долго. Но главное их достижение не в километрах, пройденных под землей, а в том, что они нашли на территории Хакасии две ранее неизвестные пещеры.
– В поисках новых пещер нам помогают геологические карты, рассказы местных жителей и другие сведения, собранные из различных источников, – рассказывает Павел. – Но, в основном, мы опираемся на то, что пещеры располагаются в определенных породах. Уже исходя только из этого можно смело выезжать на поиски.
После того, как найдено подземелье, где не ступала нога человека, спелеологи начинают его потихоньку изучать. Нередко этот сложный и трудоемкий процесс затягивается на годы. Только создание карты может занять несколько месяцев. Для того, чтобы она появилась, производится полуинструментальная съемка пещеры с помощью компаса, дальномера и угломера. Показатели с этих устройств сводят в специальную таблицу, а некоторые детали зарисовывают. Позже все это обрабатывается на компьютере, и в конечном счете получается карта. А для того, чтобы она была полноценнее, изученной пещере нужно дать название. Однако это не такое уж и простое дело, как может показаться на первый взгляд.
– Одну из новых пещер мы назвали "Пять озер", – говорит Павел. – Что касается названия второй – еще идет голосование. Хотя изначально мы дали ей имя, но потом решили, что оно слишком выдает ее местонахождение. Почему? Просто есть такие пещеры, которые лучше прятать. Если люди начнут ходить туда большими группами, то вскоре от их уникальности ничего не останется.
Вы, наверное, замечали, что порой в названии подземелий, созданных природой, нет никакой логики. Но это только на первый взгляд.
– Все думают, что в новой пещере находится именно пять озер, – заявляет Денис. – Но все дело в том, что когда мы проходили несколько разных ходов, всегда натыкались на водоемы. Однако позже выяснилось, что это не пять разных озер, а всего лишь два, которые соединены сифоном (подводным ходом – прим. авт.). Но название нам настолько нравилось и мы уже к нему успели привыкнуть, что решили не менять.
Вместо послесловия
– Пещера – она живая. В ней постоянно происходят необратимые процессы. Она растет и умирает, – подытоживает Павел. – Она – такой же живой организм, как и человеческий. Просто развивается в тысячи раз медленнее.
Фото из архива
"Абаканского клуба
спелеологов"
P.S.: Когда материал уже готовился к печати, стало известно, что в пещере "Королева" (Аскизский район) произошел несчастный случай. Новосибирский спелеолог, перекидывая транспортные мешки (специальные рюкзаки для переноски вещей в пещерах), в одном из отдаленных гротов повредил себе плечевой сустав. Бытовая травма, которая могла случиться где угодно, произошла в километре от поверхности за узкими извилистыми ходами. Для его эвакуации ребятам, находившимся с ним в пещере, пришлось экстренно вызывать спасателей. На помощь пострадавшему отправились спасатели Юж-но-Сибирского поисково-спасательного отряда (в том числе Павел Гриднев) и два добровольца из "Абаканского клуба спелеологов" – Денис Береженко и Денис Мукимов. Спасательная операция прошла успешно. Пострадавший спелеолог был доставлен в ближайший населенный пункт.