По ком звонит колокол? Этот риторический и философский вопрос еще вчера можно было адресовать школьникам, которые из года в год, 25 мая, оплакивают "Последний звонок" и скорбят по ушедшему детству. Ну, а какие школьные годы, сколь бы "чудесными" их не считали, обойдутся без шалостей? И в каких даже самых приличных "альма-матер" не будет учительских прозвищ? Испытывая чувство стыда и угрызений совести, мы предложили своим респондентам вспомнить самые-самые из них. Результаты опроса показали, насколько изобретательна детская фантазия, настолько она, порой, и жестока.
Николай КИРИЧЕНКО, инженер-программист компании "Сибирский процессинговый центр":
– Не давали! В тех двух школах, где я учился, на удивление были хорошие ребята и дружный сплоченный коллектив. Все могли друг за друга постоять, учителей мы уважали и считали своими проводниками во взрослую жизнь. Я и сейчас считаю, что этот наш подход был самый верный. Все ведь зависит не только от стечения обстоятельств. Наш класс был хорошим. Конечно, жаль, что те времена прошли, как будто их и не было, все разбрелись кто-куда, у всех своя жизнь, у большинства – уже семьи и дети. Я думаю, когда-нибудь мы все равно будем все вместе, соберемся, как тогда, в школьные годы, посидим дружно в одном классе, научимся чему-нибудь новому... Прошу прощения за мою сентиментальность, но, действительно, я скучаю по той поре, мне ее очень не хватает. Как, думаю, будет через несколько лет не хватать нынешним выпускникам. Хорошо там, где нас нет. Нас нет в том светлом прошлом. А жаль. Очень жаль.
Михаил, 35 лет, дизайнер:
– Нашего трудовика постоянно гнобили и называли "Чертом". И физику доставалось. Его звали "Пальчиком". У него была какая-то болезнь пальцев, которые заканчивались утолщением – как будто шарик вставили. Жестоко. Но нынешнее поколение нас превзошло. Моя 19-летняя знакомая рассказывала, что ее учителя физики (заслуженного, с дипломами) в унитаз головой макали. В Советском Союзе он был почетным человеком, жрецом от образования – а теперь, по выражению подростков, "лох позорный", не сумевший в жизни устроиться. А они ведь так нужны – трудовики, физики, географы. "Опустили" все и всех в силу потребительской идеологии. Во времена СССР гораздо комфортнее психологически было жить. А теперь у тебя выбор: или ты лох, или хозяин жизни, а чтобы быть хозяином, надо идти по головам лохов.
Анна, 34 года, предприниматель:
– В школе клички придумывали. В основном учителям иностранного языка. Одну за яркую боевую раскраску прозвали "Мальвиной", другую – "Спинстой" от "spinster" (старая дева). Жестокие были тогда. Была еще "Бочка" – учительница географии крупной комплекции. Физрук Станислав, которого звали "Стасиком" или "Тараканом". Учительница истории Лидия Николаевна за несгибаемую волю и твердый характер стала "Железной леди". Учительница физкультуры Татьяна Валерьевна за то, что была с нами жесткой и все время гоняла, получила прозвище "Валерьяновна". После тренировок наши девочки со слезами бежали обычно жаловаться к классной, и она им валерьянку давала. Любимые учителя получали ласковые производные от собственных имен – Альбиночка и Еленушка.
Олеся, 26 лет, менеджер:
– Каких-то особенных кличек не помню. Был учитель физкультуры, которого называли "Боба". Почему именно так? Вот кто бы знал! Полагаю, потому, что глуповатый был, и дети смеялись над ним.
Хотя не скажешь, что такой уж глуповатый. Обычный физрук. Мужик, который не смог реализоваться в жизни. Мне его было жалко. Поговаривали, что он бутылки собирал на улице во время уроков. Несколько лет назад его уволили из школы. За пьянство, по-моему. Печально.
Евгений:
– Это есть всегда и везде, редко каким преподавателям удавалось избежать участи получить неофициальную кличку. В техникуме наиболее запомнились: "Пилорама" – химичка, которая часто кричала и демонстрировала свой визгливый голос, и "Граммофон" – куратор, имеющий особую манеру разговора. Еще была учительница по литературе, которая в силу особенностей внешности получила прозвище "Клювдия".
София, 19 лет, студентка:
– Кличек почти не было, зато были производные от имени/отчества/фамилии: вспоминается наша классная руководительница Елена Васильевна, которую за глаза ласково именовали "Василисой" (она же почему-то иногда оказывалась "Базилевной"), кого-то называли по преподаваемому предмету: француженка, англичанка и т.д., кого-то просто по фамилии или ассоциативно: Леопольд Генрихович – "Кот Леопольд". Кличек как таковых не помню, они не приживались и быстро угасали.
Виктория, 21 год, студентка:
– Да я даже не знаю! Помню только "Озеро" – учителя по фамилии Озерский. Был еще "Деда Кузя" – преподаватель Кузнецов.
Андрей, 25 лет, инженер:
– Одного учителя называли "Тараканом" за усы и очки, которые он носил (и действительно был на него похож), а его коллегу – "Кукурузой", видимо, за прическу в виде початка. А еще была Мария – отчества уже не помню – ее называли "Маришей". Я пытался доказать одноклассникам, что Мария – это Маша, но они мне не верили.
Валерий, 20 лет, программист:
– У нас в школе был "Каспер". Так прозвали историка, который был в достаточно солидном возрасте. Он ходил по коридорам как призрак и появлялся всегда неожиданно. Всех это раздражало. Вот его и стали почитать за привидение.
Ксения, 24 года, менеджер:
– Точно помню была "Зелибоба". А вот что она собой олицетворяла, уже не скажу. Все прозвища обычно переходили от старших классов к младшим.
Сергей, 37 лет, слесарь:
– Наш физрук постоянно ходил в красном спортивном костюме и получил колоритное прозвище "Красный богатырь", директора школы, который всегда был в выглаженном костюме и имел ухоженный вид, называли "Шефом", а военрука – "Автоматом".
Татьяна, 41 год, предприниматель:
– В общеобразовательной школе у нас был "Борман", а в художественной – учитель по прозвищу "Добрый день". Он был очень вежливый, интеллигентный, и за это его дети почему-то не любили.