В XVIII веке выдающийся философ Вольтер сказал: "Возможность творить зло предоставляется сто раз в день, а творить добро – раз в год".
Позволим себе не согласиться с великим мыслителем – зачем ждать целый год, если благие дела можно делать уже сейчас? И поможет в этом новый проект "ШАНСА" – "Они могут все!"
Они – это живущие в нашей республике одаренные дети, родители которых не могут похвастать толстым кошельком и благоприятными условиями жизни. И все же, это именно они – представители золотой молодежи. Золотой – в духовном и интеллектуальном смысле, той самой молодежи, которая в будущем могла бы сделать немало полезных дел для благополучия Хакасии и страны в целом.
В конце концов, это неравнодушные и целеустремленные юноши и девушки, мальчики и девочки, которым для развития природных данных и личностного роста не хватает самой малости – скрипки, палитры красок или, скажем, хорошего компьютера. И у вас, дорогие читатели, есть возможность исполнить эту не самую заоблачную мечту. Мы приглашаем к сотрудничеству меценатов и просто сочувствующих людей, желающих оказать посильную помощь тем, кто действительно этого заслуживает.
С распростертыми объятиями ждем и потенциальных героев нашего нового проекта, а также их родителей, друзей и родственников.
Если среди ваших знакомых есть молодые таланты, которым может пригодиться наша помощь, пишите в редакцию по адресу: Абакан, улица Хакасская, 27, газета (с пометкой "Они могут все!"), или на e-mail: Lucky_number@yandex.ru
Дети c Олимпа
Где находят самородки? Среди залежей однообразных и неброских камней, уводящих, как правило, за тысячи километров от цивилизации. Село Белый Яр, расположенное в 20 км от Абакана, глухоманью не назовешь, но до столичного уровня здесь еще очень далеко. Продвинутых гимназий, модных кружков и прочих образовательных секций, с помощью которых многие родители тешат свои амбиции, здесь и быть не бывало. В распоряжении местных жителей – начальная и общеобразовательная школа, построенная еще в махровые советские годы. Но эта старая кирпичная "альма-матер" воспитала не одно поколение талантливых, ярких и незаурядных людей. Таких, как, скажем, Лера и Саша Янковские. Вместо того, чтобы пропадать на дискотеках, перелистывать модные "глянцы" и обсуждать треклятый "Дом-2", они демонстрируют отличные успехи в учебе, с энтузиазмом читают классику и покоряют всероссийские олимпиады.
Сестры, но не близнецы
Пробираясь по грязным весенним улицам, которые в выходной день здесь безлюдны и немного тоскливы, я наткнулась на строящуюся усадьбу. По этому адресу, как выяснилось, и проживают мои героини. Войдя внутрь, увидела двух девушек, удивительно друг на друга похожих. "Близнецы?" – удивилась я. "Да нет, погодки", – спокойно улыбнулась их мама (учительница биологии Белоярской средней школы Людмила Анатольевна) и предложила пройти в гостиную.
Здесь я присмотрелась к Валерии и Александре Янковским внимательнее. Высокие, стройные, красивые. Но все же не близняшки. Тем не менее, я почему-то продолжала путать их имена. А сестры, вероятно, к этому давно привыкшие, терпеливо меня поправляли.
– А почему у обеих девочек мужские имена? – задала я нескромный вопрос их родителям.
– Александрой назвали старшую дочь потому, что не знали, кто у нас родится – мальчик или девочка, – с ностальгической улыбкой призналась мама. – И сочли, что это имя самое удачное – так как ударение в мужском и женском варианте падает на один и тот же слог.
– А Валерию мы так назвали, потому что в то время я читал книгу "Спартак", – раскрыл карты Александр Геннадьевич (в прошлом учитель по физике и математике). – Так звали подругу главного героя.
– Читала, что мужские имена накладывают определенный отпечаток на характер. Вы ощущаете это на себе? – обратилась я к обладательницам этих имен.
– У Сашки развито логическое мышление, у меня – целеустремленность: если я себе ставлю цель, то обязательно к ней иду, – поделилась рассуждениями Лера.
– Интересно, а во взаимоотношениях с противоположным полом это как-то мешает? Нередко мужчины побаиваются умных дам...
– Парни неуютно себя чувствуют, если девушка кажется им умнее, – согласилась моя собеседница. – Хотя, скажем, для меня интеллект в молодом человеке не так важен. Главное, чтобы он был интересен в общении. Еще я ценю доброту. Не переношу, когда парни проявляют жестокость по отношению к людям или братьям меньшим.
Воспитывались
сами по себе
Впрочем, идеальные мужчины у девушек пока лишь в голове, крутить романы им попросту некогда – распорядок дня и без того очень плотный. Утро у сестер Янковских начинается так же, как и у других девчонок. Правда, времени на "боевой раскрас" они не тратят, так как декоративной косметикой совсем не пользуются. Но при этом "синими чулками" их не назовешь – природа наделила сестер едва ли не модельной внешностью. Девушки почти все время вместе и даже в школе, обучаясь в разных классах (Лера – в 10-м, Саша – в 11-м), бегают друг к другу "в гости". Они не только родные сестры, но и лучшие на свете подруги, у которых схожие интересы и редкое для родных людей понимание.
Но и, будучи вместе, они вынуждены быть в одиночестве. В то время, как старшая сестра читает очередную библиотечную книгу (в 2007 году она даже получила грамоту районной детской библиотеки как лучший читатель), младшая строчит какой-нибудь школьный реферат или готовится к олимпиаде. "Чтение в четыре руки (по выражению Павича) еще как-то не принято", а отличная учеба, вынуждающая читать запоем, занимает большую часть девичьего времени. И если в других семьях родители в приказном порядке "отправляют" учить уроки, то здесь детей просят, наконец, отдохнуть.
– Многие родители пытаются воплотить свои мечты и надежды в подрастающих чадах. У вас такого не было? – поинтересовалась я у Людмилы и Александра Янковских.
– Мы предоставили им полную свободу и никогда не навязывали своего мнения, – заверила мама. – У них всегда был выбор, хоть и ограниченный – что, к примеру, есть на обед, пельмени или вареники. Даже уроки начиная с пятого класса девочки делали самостоятельно. Они научились учиться с первого класса.
– Дети воспитывались сами по себе, что называется, жизнью, ну и, конечно, нашим примером, – согласился отец.
Упорно верим в чудо
Лера и Саша – отличницы, лучшие ученицы по всем предметам, но таланты в учебе у них разные. Саше больше даются точные науки, Лере – гуманитарные. Кроме книжек и тетрадок у них есть уйма занятий для души. Они выпускают школьную газету "Фанат" (от английского слова "веселье"), пишут стихи, неплохо рисуют и даже поют под гитару. По части домашних обязанностей родители хлопот не знают. Старшая дочь отвечает за кухню, младшая – наводит порядок в доме, украшая его аксессуарами собственного изготовления из бумаги, бисера и макраме. Сестры единодушно ведут здоровый образ жизни и не возьмут в зубы сигарету, даже если, как выразилась Лера, "придется расстаться с жизнью". В свое время девушки занимались восточными единоборствами, а сейчас с удовольствием посещают уроки физкультуры.
– Гоняя баскетбольный мяч, я чувствую себя абсолютно счастливым человеком, – призналась старшая сестра. – Однажды я настолько увлеклась игрой, что даже забыла о контрольной. Наверное, любовь к баскетболу передалась мне от папы.
– Девушки, а какое у вас жизненное кредо? – спросила я их.
– Мы оптимисты, настроены на лучшее в жизни, – ответила Лера.
– И упорно верим в чудо. В то, что есть в мире доброта, хорошие люди и возможность добиться того, что хочешь, – добавила Саша.
– Наверное, трудно жить, когда планка завышена? А если вместо "пятерки" вы, не дай бог, получите "тройку"?
Саша: – По поводу оценок мы вообще не переживаем. Правда, у одноклассников плохие оценки вызывают бурную реакцию: "Мол, как же так?! Вы же отличницы!"
Лера: – Но мы же тоже люди, какую-то тему могли пропустить, что-то недоучить.
– Скажите, а зачем вам олимпиады? Удовлетворяете свои амбиции?
Саша: – Просто хотим проверить свои знания. Я никогда не расстраиваюсь, если не первая, а, скажем, 376-я. В прошлом году я ездила в Майкоп на всероссийскую олимпиаду по математике и испытала настоящий азарт, придумывая нестандартные решения задач. Вышла из кабинета счастливая, а потом, к удивлению своему, узнала, что я еще и набрала некоторые баллы. В последнее время заинтересовалась олимпиадами по химии и биологии, так как в будущем собираюсь стать врачом – мне всегда хотелось освоить профессию, позволяющую помогать людям.
– А ты, Лера, кем видишь себя в будущем?
– Мне нравятся иностранные языки, и я хотела бы стать переводчиком. В школе изучаю английский, а сейчас начала осваивать японский.
Саша: – Это связано с увлечением японской культурой. Лера и рисует в стиле "анимэ". Еще мы слушаем современную японскую музыку, а сестра переводит некоторые фразы. Так интересно!
Лера: – Тексты японских песен очень душевные, позитивные, и нам это очень близко. Было бы здорово съездить в Японию – послушать язык и пообщаться с местными жителями.
После катастрофы в Японии девушки особенно трепетно следят за событиями в Стране Восходящего Солнца и очень переживают за судьбы людей. Но пока о поездке в Японию, конечно, и речи быть не может. Да и для простой российской семьи с не ахти какими заработками такое путешествие – скорее из разряда фантастики. Тут бы детей поднять да выучить умудриться. Чтобы получить хорошее образование, одних способностей в нашей стране недостаточно. И сегодня даже отличникам приходится платить за услуги репетитора. Не зря известный педагог Шалва Амонашвили в интервью нашему корреспонденту критиковал систему ЕГЭ, предполагающую дополнительные финансовые вливания со стороны родителей.
Впрочем, привыкшие к российским порядкам родители Леры и Саши по этому поводу не ропщут и мечтают о простых житейских вещах – подарить старшей дочери ноутбук, например. Не сказать, что этот предмет современной техники стоит бешеных денег, но для средней российской семьи это пока еще роскошь. И было бы здорово, если бы кто-то смог осчастливить одаренного ребенка, в руках которого игрушка "поколения next" могла бы принести реальную пользу. Как знать, может, эта девушка, мечтающая стать врачом, сделает сенсационное открытие в медицине…
Саша:
wмедалистка "Общественного фонда поддержки одаренных детей РХ" (премия им. Катанова в области математики);
wобладательница диплома Всероссийской дистанционной викторины "Без физики и химии вам не обойтись";
wдиплома I степени научно-практической конференции школьников 2009-2010 годов (II этап);
wпервого места научно-практической конференции школьников в секции "Литература" (2008 г.);
w первого места муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии (2009 г.);
w первого места секций "Литература" и "Математика" научно-практической конференции, посвященной 300-летию присоединения Хакасии к России (2007 г.);
wдипломант Всероссийской дистанционной викторины "Без физики и химии вам не обойтись";
wпобедитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в РХ (2009-2010 г);
wпобедитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике;
wучастница I Всероссийской дистанционной олимпиады по химии (2009 г.), заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (2010 г.) и ученица летней физико-математической школы в Новосибирске (2009 г.).
Лера:
wучастница II Кызласовских чтений (2008 г.);
wIII детских Свято-Иннокентьевских чтений (2010 г.);