Давным-давно, в годы моей юности, забота о детях и вся система их образования были построены на принципах гармоничного развития личности. В рамках этих идей подрастающее поколение должно было состоять из красивых и здоровых детей, которых можно учить грамоте, музыке, танцам, живописи, различным ремеслам в кружках Домов пионеров, а заодно патриотизму и любви к Родине. Поэтому школьники тех лет, помнится, были красивыми, здоровыми, танцующими и грамотными. В свободное от учебы, музыкальной школы и спортивных секций время мальчики клеили из картона модели самолетов, девочки осваивали макраме...
А по дороге из школы домой можно было встретить пожилую женщину и мальчика с синдромом Дауна, не спеша прогуливающихся по проспекту. Тогда дети с разного рода патологиями воспитывались и содержались в специализированных учреждениях, и их существование широкой общественностью обсуждать было не принято. Неэстетично как-то. Поэтому не обсуждали. Необычная парочка вызывала у прохожих сочувствие и легкое недоумение. Прохожие никак не могли понять, откуда на их лицах спокойствие и счастливые улыбки. Сейчас-то я понимаю – от любви. Как знать, может быть, то самое гармоничное развитие личности присутствовало у них в полном объеме в то время, как остальные к нему только стремились...
О праве на семью,
любовь и жизнь
Подавляющее большинство детей, находящихся в ГУ РХ "Республиканский дом-интернат для детей-инвалидов "Теремок", – дети с различными умственными отклонениями и детским церебральным параличом. Одним словом – ограниченные. Вообще, если как следует углубиться в размышления на эту тему, можно прийти к выводу, что возможности каждого человека сильно ограничены его физиологией. Скажем, не каждый может достичь особых успехов в том же паркуре или, допустим, гимнастике. Да и не летают люди, к сожалению. Но в какой-то момент социум вдруг припечатывает человеку штамп "ограниченные возможности", после чего тот лишается очень многого. Например, уважения со стороны окружающих, полноценного их внимания к своим потребностям, возможностей самореализации. Но самое главное, чего может лишиться такой человек, – материнской любви, семьи и заботы близких. От большинства воспитанников интерната при рождении отказались родители, и свое детство провели они в государственном учреждении. Конечно, там созданы для них все условия. И, конечно, грамотные специалисты занимаются с каждым из них по особой программе. Только... по закону эти дети имеют право на семью. Однако будущее их предопределено: из интерната – в дом инвалидов все с той же системой обеспечения и профессиональным уходом. Все, в общем-то, справедливо, только отчего-то болит душа у местных воспитателей за своих воспитанников. И своих выпускников хочется им определить в семьи.
"Зачем?" – спросите вы. На этот вопрос отвечает
Ирина Зольникова
– заместитель директора по воспитательной работе республиканского интерната для детей-инвалидов.
– Для любого человека очень важна социальная адаптация в обществе, самостоятельность и востребованность. Взрослеющий человек хочет чего-то достичь, и особенные дети – не исключение. В Пскове, например, в этом направлении работает грантовая программа социального благотворительного фонда Германии. В рамках программы создана социальная гостиница, в которой с 18 до 23 лет проживают выпускники детского дома инвалидов, учатся самостоятельно вести хозяйство, находят работу, заводят семьи. Многие их них впоследствии получают квартиры, которые предоставляются детям-сиротам государством, и уже окончательно уходят в самостоятельную жизнь. Ведь многие из выпускников таких интернатов юридически дееспособны, а при должной государственной социальной поддержке и гарантированной медицинской помощи они могут чувствовать себя вполне уверенно. Без подобной интеграции сегодня мы не представляем свою работу. Наши воспитанники обучаются в Абаканской коррекционной школе по специальной коррекционной школьной программе 8-го вида, изучают математику и русский язык. А в самом интернате открыто отделение дневного пребывания, куда родители приводят детей, которые живут в семьях, на занятия и лечебно-оздоровительную реабилитацию. Но самое главное для такой реабилитации – это все-таки семейное тепло. Любовь и внимание к больному ребенку могут творить настоящие чудеса. Однако на моей практике только двое детей из нашего учреждения смогли попасть в семью. Хорошая семья из Абакана усыновила год назад пятилетнего малыша. А девочку 18 лет, после получения ею свидетельства об окончании коррекционной школы, забрала в свою семью сотрудница нашего учреждения. Потому что не могла допустить, что эта добрая и воспитанная девочка попала в незнакомую ей среду. Сейчас этот ребенок живет в полной семье, с родными детьми своей воспитательницы, участвует в семейных экскурсиях на природу и чувствует себя вполне счастливой.
Трудиться, ждать
и верить в лучшее
Сегодня интернат готовится к расставанию с новыми своими выпускниками. Ребята закончили 9-й класс и при достижении 18-летия будут переведены в специализированные учреждения для взрослых. Между тем это замечательные дети, способные отлично адаптироваться в приемной семье, которая может сделать их жизнь счастливой и насыщенной.
Одна из таких девочек – Саяна. Сейчас ей 17 лет. Вот она вышивает крестиком. Очень любит рукоделие. Шьет, вяжет, вышивает. А свои мягкие игрушки повезет скоро в Великий Устюг на конкурс. За цветами любит ухаживать. Очень аккуратная и спокойная, как, впрочем, и многие дети с таким диагнозом.
Олегу тоже 17 лет. Он хорошо учился в школе по индивидуальной программе. Хозяйственный и трудолюбивый.
Олег еще не определился, кем хочет быть, "швеем" или воспитателем. И с малышами возиться любит, и рукодельничать.
У его ровесника – Игоря – в интернате есть друг. Сергею часто требуется помощь, и Игорь с удовольствием ее оказывает. Они много времени проводят вместе. Веселятся, затевают всякие дела. Вдвоем можно многое.
Хотелось бы определить в семьи и малышей. Все дети, усыновление которых возможно, живут сейчас в одной группе. Пятилетним Степе и Андрею врачи поставили диагноз ДЦП. Мальчишки, несмотря на свой возраст, мужественно справляются с заболеванием. Андрюша уже научился самостоятельно ходить и даже участвует в общих играх. У Вовы очень выразительная мимика, он артистичен, любит танцевать, музыкальные занятия, песни, мультики. Синдром Дауна выражен у него слабо, как и у всеобщей любимицы трехлетней Полины. Девочку парни не обижают, и она чувствует себя с ними уверенно, несмотря на то, что самая маленькая в группе.
Татьяна КОРНЕВА
Отдел опеки и попечительства городского управления образованием администрации города Абакана находится по адресу: Абакан, улица М. Жукова, 10. Телефоны: 34-41-69, 34-41-68.