Так получилось, что основным соперником Георгия Гамова в космологических теориях стал астрофизик Фред Хойл. Но, в отличие от Гамова, он с детства был серьезным и упорным в своих намерениях джентльменом. В три года он уже знал таблицу умножения, а когда ему показали римские цифры, он с презрением сказал:
"Как может быть кто-то настолько глуп, чтобы писать VIII вместо 8?"
А когда ему сказали, что закон требует от него посещения школы, Хойл записал в своем дневнике: "
Я сделал вывод, что, к несчастью, я родился в мире, где господствует яростное чудовище, называемое "закон", всесильное и безмерно тупое". Хойл не зря опасался школы и закона. Когда его учительница рассказала о каком-то цветке, что у того всегда бывает пять лепестков, Хойл, чтобы доказать ее неправоту, нашел и принес в школу именно этот цветок, но с шестью лепестками! Учительница так рассердилась, что со всей дури въехала школяру по левому уху. (Позднее Хойл на это ухо оглох, да.)
И вот этот человек стал непримиримым оппонентом Гамова. Но судьба-индейка сыграла с ним злую шутку. Хойл, отстаивавший теорию Стационарной Вселенной, в шутку назвал спорную, по его мнению, гипотезу Гамова Большим Взрывом. Но шутка не удалась. Именно эта гипотеза была признана правильной, и название стало ходовым. Гамов никак не мог понять, каким образом по его теории возникли химические элементы с атомным весом более 5, а именно Фред Хойл представил убедительнейшую картину нуклеосинтеза, который вместе с теорией Гамова подробно представил все этапы создания элементов во Вселенной.
Гамов откликнулся на это экспромтом в библейском стиле:
лепестками! Учительница так рассердилась, что со всей дури въехала школяру по левому уху. (Позднее Хойл на это ухо оглох, да.)
– В самом начале, когда Бог создавал элементы, волнуясь при счете, Он не назвал массу пять, а потому, естественно, не могли образоваться тяжелые элементы. Бог был очень разочарован и поначалу хотел снова взорвать Вселенную, а затем начать все сначала. Но это было бы слишком просто. Тогда всемогущий Бог решил исправить свою ошибку самым невероятным образом. И сказал Бог: "Да будет Хойл". И появился Хойл. И посмотрел Бог на Хойла… И велел ему сотворить тяжелые элементы так, как ему вздумается. И Хойл решил сотворить тяжелые элементы в ядрах звезд и распространять их по Вселенной с помощью взрывов сверхновых…