В прошлый четверг в актовом зале городского Дома культуры состоялась традиционная августовская конференция педагогов, на которой присутствовали первый заместитель главы администрации Торопецкого района Л. А. Бедаченкова, заведующая отделом профессионального образования областного департамента образования Н. А. Романова, заместитель главы администрации района по социальным вопросам С. М. Ермакова, председатель Собрания депутатов Торопецкого района Е. С. Жолудев, руководители предприятий и учреждений района.
На конференции был рассмотрен ряд важных вопросов и педагогических проблем. Но основной темой обсуждения, несомненно, стал доклад заведующей отделом образования администрации района Е. И. КОХВ "Актуальные задачи современной модели образования", который в сокращении мы и предлагаем вниманию наших читателей.
Торопецкий район располагает достаточно развитой сетью школьных и дошкольных учреждений. В 2007-2008 учебном году муниципальная образовательная система претерпела изменения, в соответствии с постановлениями главы Торопецкого района ликвидированы Торопецкая вечерняя и Грядецкая школы. На 1 сентября 2008 г. сеть образовательных учреждений выглядит следующим образом: 12 дошкольных, 20 общеобразовательных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования детей, 1 специальное (коррекционное) учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). 4 муниципальных дошкольных учреждения расположены в г. Торопце и 8 - на селе. В ноябре 2007 года в эксплуатацию был введён Плоскошский детский сад на 25 мест. В средней школе № 1 первый год работала группа предшкольной подготовки для детей, не посещающих детский сад, в Доме детского творчества успешно функционирует студия раннего развития "Золотой ключик". Образовательными школами накоплен и успешно реализуется опыт оказания консультативно-практической помощи родителям, воспитывающим детей в домашних условиях, через "школы выходного дня".
Наметившиеся тенденции роста рождаемости и предложений на рынке труда привели к резкому увеличению потребности граждан в устройстве детей в дошкольные учреждения. Это коснулось, главным образом, городских детских садов, где наблюдается переполнение групп. Очередь на предоставление услуг дошкольного образования в городе составляет 180 человек. Решению этой проблемы будет способствовать открытие дополнительных групп в здании, переданном детскому саду № 1, где сейчас активно идут ремонтные работы. Их завершение планируется к 1 января 2009 года. В эти группы в первую очередь будут зачислены дети 2004-го, 2005-го и часть детей 2006 года рождения.
2007-2008 учебный год в общеобразовательных учреждениях Торопецкого района завершили 2169 учащихся. Из них 1366 чел. (63%) обучались в городских школах, а 803 чел. (37%) - в школах села.
С 2005 года в районе реализуется программа развития муниципальной системы образования, которая ориентирована на повышение качества и доступности образования, обновление содержания и технологий образования и воспитания, на внедрение новых финансово-экономических механизмов, на совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений. Одним из направлений ее реализации является реструктуризация сети сельских школ. На сегодняшний день 80% школ являются сельскими малокомплектными школами. Из них 35% не имеют ни одного вида благоустройства, спортзала, функционируют приспособленные помещения для приготовления и приема пищи. Нет развивающей среды для ребенка. При организации учебно-воспитательного процесса невозможно добиться качественного образования, поэтому процесс укрупнения сельских школ будет продолжаться. Так, если на 1 сентября 2008 г. в муниципальной системе образования существует 20 дневных общеобразовательных школ, то в следующем учебном году согласно программе развития их должно остаться 16. Сокращение числа школ объективно обосновано продолжающимся в районе процессом уменьшения количества детей школьного возраста на селе. Доступность школьного образования на территории Торопецкого района обеспечивается школьными автобусами. В 2008 г. дополнительно к имеющимся 6 транспортным единицам приобретен еще один автобус для подвоза детей из деревни Грядцы в Речанскую школу.
Повышение эффективности и качества обучения достигается значительным увеличением финансирования на учебные расходы, оснащением базовых школ учебным оборудованием и профессиональной переподготовкой педагогических кадров.
Основным направлением развития региональной системы образования является создание структурной сети базовых школ, выполняющих роль опорных образовательных пунктов и социокультурных центров в сельских административных округах. В них предполагается высокая степень аккумулирования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов. В районе создано 5 образовательных округов и базовых школ. Это городские средние школы № № 1,2, 3, Плоскошская и Скворцовская средние школы. С 2006 года в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Тверской области начата работа по укреплению материально-технической базы базовых школ за счет средств федерального и регионального бюджетов. В базовые школы поступило учебное оборудование на сумму 4916220 руб., в том числе в 2007 году - на сумму 2581820 руб.
В 2008 году Краснополецкая школа стала победителем в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы "Лучшие школы России" и получила денежное вознаграждение в размере 1 млн. руб. Учитель школы №1 Е. Н. Пумпурс стала победителем всероссийского конкурса "Лучший учитель" в 2008 году. М. И. Туренко, педагог Дома детского творчества, стал победителем конкурса в номинации "Инновационная деятельность, направленная на развитие системы образования и экономики региона", проводимого департаментом образования Тверской области в целях поддержки дополнительного образования.
Одним из основных направлений развития системы образования района является переход на профильное обучение. В программе развития муниципальной системы образования на период до 2010 г. предусматривается введение на старшей ступени обучения общеобразовательной школы системы специализированной подготовки (профильного обучения). Основной замысел профильной подготовки заключается в ориентации образования на индивидуализацию обучения, соединённого с процессом социализации обучающихся в реальных условиях рыночных отношений. Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, которая с 2006 года в полной мере осуществляется в школах района (кроме Загорской и Кочутской).
Если профильную подготовку старшеклассников в полной мере осуществляли с 2005 года только средние школы № 1 и № 2, то сейчас на профильное обучение перешли все школы города, а также Плоскошская, Подгородненская, Краснополецкая, Скворцовская школы. Остальные будут осуществлять обучение по универсальному учебному плану. Проблем по внедрению предпрофильного и профильного обучения еще много, но все они будут решаться в интересах школьников.
В образовательный процесс внедряются современные информационные технологии, чему во многом способствует комплексный проект модернизации образования Тверской области. В ходе его реализации все общеобразовательные учреждения района подключены к сети Интернет. Укомплектованность компьютерным оборудованием в школах на конец учебного года составляет 92 единицы, т. е. 1 компьютер на 25 учеников, что ставит перед нами задачу по развитию профессиональной компетентности педагогов для работы в условиях новой модели образования.
Педагоги ежегодно аттестуются на более высокую квалификационную категорию. В минувшем учебном году первая квалификационная категория присвоена 25 педагогам, высшая - 10 педагогам. На 1 сентября 2008 года квалификационные категории имеют 84% педагогических работников. В целях поощрения и морального стимулирования педагогических работников по итогам минувшего учебного года почетными грамотами разного уровня награждены 60 человек.
В настоящее время заметно активизировалась деятельность школ по повышению квалификации. За последние 5 лет в Тверском областном институте усовершенствования учителей прошли курсовую переподготовку 65% учителей и 46% работников дошкольных образовательных учреждений. На реализацию этой же задачи была направлена деятельность районной методической службы. В системе методической службы района функционировало 22 районных методических объединения для учителей и работников дошкольных учреждений.
Если городские образовательные учреждения еще относительно обеспечены
педагогическими кадрами, то в школах села наблюдается недостаток
учителей математики, иностранного, русского языков. Увеличивается количество
учителей, ведущих одновременно несколько предметов, что приводит к снижению эффективности педагогического труда. Всего же в системе образования работают 22,5% педагогов, имеющих пенсию по возрасту или за выслугу лет.
В прошедшем году на территории Тверской области проводилась апробация новой формы аттестации выпускников 9-х классов. Выпускники школ района сдавали по новой форме 4 экзамена, в том числе один обязательный.
Нужно отметить, что целенаправленную работу по участию в новой форме аттестации проводила средняя школа № 1. Выпускники этого учреждения провели апробацию своих знаний не только по русскому языку, но и по химии, алгебре, биологии и получили достаточно высокие результаты. Конечно, в первую очередь интересны результаты экзамена в новой форме по русскому языку. Отрадно отметить, что все школы имеют положительные результаты. В 2008-2009 учебном году апробация новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов будет продолжена, и вместе с ЕГЭ станет одним из главных критериев эффективности работы образовательного учреждения.
Четырехлетняя экспериментальная работа по введению ЕГЭ как формы аттестации выпускников в Тверской области дала определенные результаты: разработана нормативно-правовая база, регламентирующая
организацию подготовки и проведения ЕГЭ; созданы необходимые организационные структуры: отдел надзора и контроля в сфере образования в составе департамента образования; региональный центр обработки информации, пункты проведения ЕГЭ, подготовлены кадры; отработаны различные организационные схемы проведения ЕГЭ.
В 2008 году единый государственный экзамен в районе был проведен с соблюдением всех установленных требований, изложенных в инструкциях. В подготовке и организации участвовало более 60 человек. В первую очередь это работники отдела образования, учителя всех школ города, а также Речанской и Подгородненской школ. Именно от них во многом зависели качество и организационный уровень проведения ЕГЭ. Устранить определенное недоверие, сделать процедуру проведения ЕГЭ прозрачной стало возможно за счет усиления общественного наблюдения. В прошедшем году в нашем районе было аккредитовано 12 общественных наблюдателей. Хочется сказать слова благодарности в адрес районной больницы и Торопецкого ОВД, которые обеспечили дежурство медицинского персонала и работников милиции в пунктах приема экзаменов. Сегодня можно сказать, что единый государственный экзамен стал важным элементом общероссийской системы оценки качества образования. При сравнении результатов ЕГЭ за несколько лет становится очевидным, что данные, полученные в ходе эксперимента, демонстрируют неслучайные результаты и отражают те тенденции в состоянии общего образования, которые имеются на сегодняшний день. Выпускники наших школ в целом удовлетворительно справились с ЕГЭ. Показатели среднего тестового балла в Торопецком районе выше региональных и общероссийских показателей 2008 года по математике, физике, химии и английскому языку. По остальным предметам находятся приблизительно на одном уровне с региональными и общероссийскими показателями.
По итогам проведения государственной (итоговой) аттестации в 2008 году 9 выпускников получили медали. Используя результаты ЕГЭ, в высшие учебные заведения поступило 42% выпускников (в 2007 г. - 41%), в средние специальные - 36% выпускников (в 2007 г. - 30%).
Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений в области сохранения здоровья школьников является обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. В течение прошлого года многие руководители школ осуществляли замену устаревшей мебели, закупали необходимое оборудование для учебного процесса, в том числе и спортинвентарь. Всего нашими образовательными учреждениями было закуплено школьной мебели и оборудования на сумму более 1 млн. рублей.
Главной задачей Здоровьесбережения в школе была и остается организация полноценного горячего питания. На сегодняшний день каждая школа имеет столовую или буфет. Охват горячим питанием в прошлом году по начальной школе составил 100%, а в 5-11 классах - всего 68%, из них 18% питаются за счет средств, выделяемых ТОСЗН для поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Тем не менее, проблема остается, и на первый план уже ставится качество предоставляемого детям питания.
В деле укрепления здоровья детей трудно переоценить роль организованного отдыха во время каникул. В районе лагеря с дневным пребыванием были открыты при 22 образовательных учреждениях. В них отдохнуло 1408 школьников от 7 до 15 лет (76%). Кроме того, 190 человек были трудоустроены.
В 2008 году отдых детей стал более разнообразным. Были организованы профильные отряды во всех городских школах, а также в Воронцовской, Краснополецкой, Речанской, Октябрьской школах. Более разнообразными стали походы, экскурсии. О том, как была организована работа оздоровительных лагерей, рассказывалось со страниц районной газеты. По итогам смотра-конкурса оздоровительных лагерей в числе лучших Краснополецкая и Октябрьская школы. Всего на организацию летнего отдыха было затрачено 1 млн. 644 тыс. 888 рублей.
В 2007-2008 учебном году доля школьников, занимающихся дополнительным образованием, составила более 50%. Особенно радует увеличение количества детей, занимающихся спортом в ДЮСШ. Сегодня в детско-юношеской спортивной школе функционируют следующие отделения: спортивная акробатика, спортивная аэробика, лыжные гонки, волейбол, баскетбол, футбол, а с 1 сентября 2008 г. планируется открытие нового направления - туризм и спортивное ориентирование. Учащиеся ДЮСШ успешно выступали на областных соревнованиях и международном фестивале по спортивной аэробике в Санкт-Петербурге.
Деятельность Дома детского творчества строится на основе культурно-исторических традиций, индивидуального творческого развития, укрепления позитивных отношений ребенка и его родителей, семьи и школы. Среди победителей и призеров конкурсов федерального и регионального уровней кружковцы объединения "Судомоделирование", фотостудии "Чайка", студии "Искусница" и др. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru