Впрочем, и хорошему веселью, о котором говорится в исконном варианте поговорки, денежный кризис ничуть не мешает. Во все времена студенчество считали счастливой и беззаботной порой.
На что умудрялись тратить университетские крохи десять лет назад? И на что их тратят сейчас? Отвечают респонденты.
Лика КРАСКО, журналист:
– Признаюсь, стипендия – лично для меня – осталась в памяти "легендарными деньгами". Они возникали словно сами по себе, учеба давалась мне легко, и стипендия была наградой за мое старание. И уходили эти деньги тоже легко. Приятно было знать, что пусть и "копейки", но они – твои собственные. В основном тратила на себя – в клуб сходить, косметика и, пардон, шмотки. Как любая девчонка! Но у меня была традиция – почти на каждую стипендию я шла в "Квадро Саунд" и покупала диски, потому что со второго курса серьезно увлеклась музыкой. У меня до сих пор дома – большая полка с электроникой. Это моя память о тех незабываемых годах.
Ксения БРУСИЛОВСКАЯ, студентка Новосибирского государственного университета экономики и управления:
– С тех пор, как я перевелась на другое отделение, со стипендией пришлось распрощаться — ее там просто нет. А раньше получала от 1100 до 2000 рублей в месяц. Неплохо, по меркам студента. Иногда и жили только на стипендию. Моя подруга за три года, кажется, накопила 30 тысяч рублей и на эти деньги слетала к жениху в Бразилию. Я обычно себе что-то покупала из одежды или косметики. У нас просто еще премии были к Новому году, иногда тысяч по семь-восемь. Это деньги тех студентов, которые плохо учились. То есть государство выделяло деньги всем, а стипендию троечников выплачивали нам. Такая практика существует в Сибирском государственном университете путей сообщения, где староста к тому же за свою работу получает 1500 рублей в месяц (а у нас же только 80). И стипендия в этом вузе намного больше. ОАО "РЖД" не скупится для хороших студентов.
Светлана БЕРЕСНЕВА, студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова:
– Стипендию каждый раз трачу на разное. В основном, на дорогу до учебы, перекус между парами и всякие мелкие расходы. На что там ее особо потратишь? Я живу с семьей, мне помогают родители. Я не представляю студентов, которые живут только на стипендию. Это просто невозможно. С нее даже откладывать на черный день помаленьку не получается, потому что ничего не остается.
Мария ОКУНЕВА, студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова:
– Конечно, стипендии не хватает. Всегда покупаю хотя бы одну книгу. Иногда оплачиваю йогу (в этом случае вся стипендия уходит), что-нибудь из косметики приобретаю или, превращаясь в зооманьяка, завожу какую-нибудь живность. Кстати, стипендию сейчас лишили всяких надбавок. Раньше у меня из-за пятерок ее повышали, а теперь у всех студентов будет одинаковая – 1400 рублей.
Дмитрий, 27 лет, системный администратор:
– Я начал получать стипендию лишь на пятом курсе. До этого был ленив и глуп – лишь к концу учебы стал это понимать. Все предыдущее время, можно сказать, вообще не учился, два раза был в академе. После того, как три месяца пролежал в травматологии, что-то в голове поменялось. Раскаялся. Взялся за ум. Стипендию тратил на хобби. Сверла покупал для работы по дереву, еще что-то. По тем меркам деньги, конечно, были маленькими — около 700 рублей.
Надежда, 29 лет, менеджер по продажам:
– Стипендию тратила на косметику (крем и шампунь какой-нибудь). Ну и на проезд до универа. Последняя стипендия, помнится, была 750 рублей — это сейчас как тыщи полторы. Социальную стипендию не получала ни разу. Я, кажется, и заявление не писала. Видимо, и того хватало.
Егор, 24 года, менеджер:
– Я учился на трех факультетах, на каждом – четыре месяца от силы. Стипухи хватало либо на один вечер упоения хмелесодержащими напитками, либо на пару дней в царстве Джа. Ибо 700 рублей – это не деньги. Выручали лишь блиц-переводы и периодический калым – то на стройке подсоблю, то грузчиком подработаю. На что я тратил эти деньги? Честно? На наркотики. В том городе, где я учился, трава тогда была дешевая, и стипендии хватало на неделю усиленного пыха. Любители поплясать на дискаче брали "синтетику" и потом только и делали, что совокуплялись в сортирах, уже не в силах противиться основному инстинкту.
Митя, 31 год, режиссер:
– Я учился долго. Восемь лет. Сначала мы тратили стипуху на книги, бухло и траву. Потом ситуация изменилась. Все дешевые "букинисты" в Санкт-Петербурге позакрывали городские власти, и книги стало покупать невозможно – стипендия в театральном институте и так была очень условная. Повышенная была рублей 500, по-моему. На нее можно было купить в те времена 10 блоков сигарет или шесть бутылок водки. Это если больше ничего не покупать.