В начале лета 1943 года немецко-фашистские войска готовились к реваншу за поражение под Сталинградом, Ленинградом, Ржевом и на других участках фронта. Гитлеровцы сосредоточивали в районе Курска и Орла мощную силу, намереваясь окружить и разгромить здесь наши части, а затем двинуться на Москву и другие регионы России.
Чтобы облегчить положение войск Красной армии, Ставка Верховного Главнокомандования поручила руководству Центрального штаба партизанского движения разработать план населения крупномасштабного удара по основным железнодорожным коммуникациям противника и тем самым парализовать перевозки военных грузов на фронт. Такой план, получивший название «Рельсовая война», был вскоре разработан. К боевой операции привлекались силы партизан Белоруссии, Украины, Брянской, Калининской, Ленинградской и Смоленской областей. В ходе «Рельсовой войны» предполагалось уничтожить мосты, путевое хозяйство и станционные сооружения, связанные с обслуживанием немецких поездов.
Для проведения столь грандиозной по размерам и важной по значению боевой операции требовалось не только большое количество взрывчатых веществ, но и многих других сопутствующих успеху предпосылок. В течение июня-июля по указанию начальника Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко и его заместителей С.С. Бельченко и И.И. Рыжикова для калининских партизан было доставлено около десяти тонн взрывчатки, огромное количество других материалов и средств для диверсионно-подрывных работ.
Прибывший из советского тыла начальник штаба партизанского движения при Военном совете Калининского фронта С.Г. Соколов провел в деревне Двор Черепито, расположенной в тылу противника, совещание с командирами партизанских формирований. Здесь же он поставил конкретную задачу каждой бригаде с указанием определенного места действий. В сферу подрывной деятельности были включены железнодорожные магистрали Рига - Москва с участком 135-километрового пути от границы с Латвией до станции Новосокольники и дорога Минск - Ленинград с 40-километровым участком от границы с Белоруссией до станции Невель. Именно по этим дорогам гитлеровцы перебрасывали на Калининский фронт свои войска. В иные сутки здесь проходило свыше 30 вражеских эшелонов.
Фронт постоянно требовал свежих резервов, и поэтому немцы усиленно охраняли эти две дороги. Чтобы уберечь свои поезда от партизан, они вырубили лес по обеим сторонам пути, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна были сооружены блиндажи с пулеметами. Дороги круглосуточно патрулировались, в ночное время освещались ракетами. Особенно сильно охранялись мосты и насыпи. Охрану указанных дорог несли 221-я, 281-я, 283-я немецкие охранные двизии и 391-я дивизия полевой жандармерии. На подходах к полотну виднелись устрашающие вывески: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, должны быть тотчас расстреляны!»
Однако ничто не смогло остановить народных мстителей. Партизанские командиры приступили к реализации полученного задания. Во многих отрядах были построены небольшие макеты рельсовой колеи для обучения бойцов правилам подрыва толовых шашек. Этой работой руководили опытные подрывники. Затем практическое ночное занятие прошло на недействующей железной дороге Идрица - Полоцк, пролегавшей через партизанскую зону. Одновременно с этим была проведена разведка путей подхода к действующим магистралям и система охраны полотна.
Получив приказ советского командования, калининские партизаны в ночь на 4 августа 1943 года выступили к заданным участкам железных дорог. Вереницы конных и пеших людей везли и несли на себе приготовленные заряды тротила, чтобы в определенный момент взорвать их в нужном месте. Впереди шагали группы автоматчиков, которые должны были смести вражеские патрули. Вместе со всеми шли девушки-медсестры для оказания помощи раненым в неминуемом бою.
В операции «Рельсовая война» участвовали бригады под командованием Г.П. Ахременкова, Ф.Т. Бойдина, С.Д. Буторина, Н.М. Вараксова, А.М. Гаврилова, В.И. Марго, А.В. Назарова, П.В. Рындина, В.Г. Семина, Н.В. Шиповалова и другие - всего более пяти тысяч человек.
Уничтожая охрану, партизаны занимали перегоны, подрывали рельсы, стрелки, семафоры, разрушали связь и путевые сооружения.
Надо сказать, что немецкую охрану не удалось застигнуть врасплох, она сопротивлялась упорно, но была смята смелостью и численным превосходством партизан. Лишь особо укрепленные бункера злобно поливали пулеметным огнем.
…Та ночь запомнилась навсегда каждому участнику операции. Кругом стоял сплошной грохот. Небо полосовали яркие всполохи взрывов и осветительных ракет, над головой носились светящиеся змейки трассирующих очередей. Подрывники, поджигая фитили со шнурами, старательно делали свое дело, продвигаясь от рельса к рельсу. Железная дорога на всем 135-километровом участке, от станции Новосокольники до границы с Латвией, была разрушена.
Гитлеровцы были ошеломлены. Они не могли понять, что произошло. Возникла версия, что массовое разрушение железной дороги произвели не партизаны, а специальные десантные войска. Распространился слух, что Красная армия прорвала фронт.
В течение трех суток противник не принимал даже мер к восстановлению разрушенных участков дороги. За допущенную нерешительность были сняты с постов фашистские коменданты крупных станций. В результате операции задержалась перегруппировка вражеских дивизий. Для устранения разрушений гитлеровцы мобилизовали большое число войск, снимая их с фронта.
В районы Зилупе, Себежа, Идрицы, Клястицы прибыли 1-я бригада СС, 475-й рабочий батальон бронепоезда, 263-й и 495-й батальоны полевых войск. Вдоль полотна железной дороги с интервалом в 500 - 700 метров были сооружены дзоты, пулеметные и минометные ячейки. Свои огневые точки охранники вынесли на полотно железной дороги. На многих участках был начисто вырублен лес, близко подходивший к железнодорожному полотну.
Для быстрейшего восстановления поврежденных железных дорог противник мобилизовывал население ближайших деревень, подвозил солдат из строительных воинских частей.
Но несмотря на все усилия фашистского командования наладить охрану и восстановить дорогу, 19 сентября партизаны начали новую операцию под кодовым названием «Концерт».
Однако с каждым днем проводить операции становилось труднее и труднее, выход на полотно целыми отрядами даже в ночное время стал невозможен. Пришлось изменить тактику. Отказавшись от действий бригадами и отрядами, партизаны стали создавать мелкие группы, действуя одновременно на большом протяжении линий железной дороги и, как правило, в тех местах, где противник не ожидал их нападения. Нередко нападения совершались в дневное время.
Небольшая группа могла легче подойти к намеченному объекту, бесшумно выйти на полотно и воспользоваться внезапностью удара. При отходе такая группа могла легче укрыться или обойти вражеские засады.
Приходилось пускаться и на хитрость. Партизаны устраивали отвлекающие мощные взрывы вблизи железнодорожного полотна и, когда охрана противника спешила на помощь соседу, устремлялись в незащищенные места и взрывали железнодорожное полотно.
Трудно переоценить значение боевой операции, проведенной партизанами летом-осенью 1943 года. В итоге они уничтожили 362262 рельса, что составило 2270 километров одноколейных железнодорожных путей. Перевозки противника, по свидетельству самого фашистского командования, сократились за это время на 35 - 40 процентов. На счету калининских партизан значится около 40 тысяч взорванных железнодорожных рельсов. Подорванные рельсы практически становились непригодными для дальнейшего использования, а новыми в таком количестве враг не располагал. По этой причине он был вынужден снимать рельсы со вторых путей или перебрасывать их из глубинных районов за сотни километров. Все это вело к уменьшению пропускной способности железных дорог и загружало их новыми непредвиденными перевозками.
«Рельсовая война» дезорганизовала всю работу железнодорожного транспорта, сорвала регулярную доставку грузов врага на фронт. Вследствие ненормальной работы дорог перебрасываемые немцами воинские части иногда вынуждены были передвигаться в пешем строю и на автомашинах.
Если до начала «Рельсовой войны» поезда шли круглые сутки, то в последующее время - уже только в дневные часы, да и то, как правило, движение начиналось со второй половины дня, поскольку первая половина уходила на восстановительные работы.
Обычно перед началом движения фашисты пускали пробные составы, затем следовали эшелоны с военным грузом. Двигались поезда медленно. Впереди паровоза шли платформы с балластом, чтобы предотвратить крушение эшелонов на партизанских минах. Все это требовало от противника привлечения дополнительных сил и средств для охраны железных дорог.
Пленный немецкий солдат Эрих Шмидт показал: «Солдаты пришли к убеждению, что немецкая армия совершенно бессильна в борьбе против партизан. Никакими стараниями нам так и не удается предотвратить крушение поездов на железной дороге Новосокольники - Двинск. Почти каждую ночь партизаны разрушают железнодорожные линии. На этом участке мы создали ряд опорных пунктов с пулеметами и даже артиллерией. Эти пункты огорожены колючей проволокой, а в некоторых случаях через проволоку пущен электрический ток.
В каждом таком пункте имеется большой гарнизон солдат. В их задачу входит оберегать определенный участок дороги от партизан. Но и это ни к чему не приводит».
Нам известны десятки калининских подрывников-минеров, на счету которых большое количество подорванных эшелонов врага, разбитых автомашин, искореженных рельсов. Степан Иванов подорвал 21 воинский эшелон, три железнодорожных моста, Григорий Заритовский - 12 эшелонов, Павел Соколов - 13, Егор Прохоренко - 7, Полина Егоренко - 4, Борис Токарев - 15, Владимир Кирянов - 8, Александр Борейко - 14, Федор Быков - 8, Алексей Морозов - 11 эшелонов.
К этим именам можно прибавить Бориса Зайцева, Леонида Ивченко, Татьяну Лаврову, Геннадия Зайцева, Симу Мареева и других. К сожалению, многие из них погибли при выполнении сложных заданий.
На Псковщине, у поселка Идрица, близ железной дороги Рига - Москва, напоминанием о боевом времени стоит скромный обелиск на могиле погибшего партизана. Его нашли жители деревни и похоронили в лесу. Надпись на обелиске гласит: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Это памятное место посещают ветераны. Могила бережно ухожена, к ней тянутся люди, особенно молодежь, чтобы положить цветы и поклониться праху героя.
За три года партизанской войны нашими партизанами были пущены под откос 751 воинский эшелон, 15 бронепоездов, подорвано 183 железнодорожных, 1123 шоссейных моста, выведено из строя 40 тысяч железнодорожных рельсов.
Говорят, большое видится на расстоянии. Вот и английский историк Джон Фуллер, глядя со своей колокольни на нашу войну, написал в своей книге «Вторая мировая война»: «В России партизаны, число которых все время возрастало, вселяли ужас в сердца немецких солдат. На огромных пространствах, через которые проходили их коммуникации, партизанские отряды играли такую же роль, как стаи подводных лодок в Атлантическом океане».
Клавдия Тяпина, бывшая разведчица 2-й бригады, председатель областного совета ветеранов калининских партизан