Познакомился с удивительным человеком. Бывает так, что поговоришь с кем-то один раз, а кажется, что знаешь его давно. Так и тут случилось. С коллегами по изучению творчества братьев Стругацких занимаемся поиском фотографий, на которых запечатлены писатели. Дело это хлопотное, кропотливое, но, тем не менее, реальное, если не упущено время. Одним из тех, кто еще в 70-80-е годы прошлого века фотографировал Стругацких, оказался Николай Георгиевич Кочнев. Удалось найти его адрес и телефон. Набрал номер, позвонил.
Отозвался глуховатый голос. Николай Георгиевич охотно поддержал разговор, который продолжался долго. Сейчас ему 92 года. Схоронил жену, живет один, иногда его навещает внук. Всю жизнь отдал фотоделу, причем изначально нацелился на то, чтобы снимать писателей. В архиве несколько сотен тысяч (!) фотографий. Член Союза писателей и Союза художников России. Выпустил несколько альбомов, неоднократно выставлялся. Помните, в советское время выходила "Роман-газета", на обложках которой были портреты авторов? Так вот, большинство снимков там – работы Николая Георгиевича. Тысячи, десятки тысяч его фотографий публиковались в книгах, журналах и газетах.
А сейчас он ослеп. Один глаз совсем не видит, второй – очень слабо. Представляете, как это тяжело для творческого человека, который всю жизнь посвятил искусству фотографии. Переживает, что не может рассматривать негативы. Долго ищет нужную папку, в которой собраны материалы по тому или иному писателю. Но, несмотря на эту беду, несмотря на почтенный возраст, не мыслит себя без работы.
Николай Георгиевич с удовольствием рассказывал, как увлеченно "охотился" на писателей, ездил в командировки по городам и весям, в союзные республики…
А потом вспоминал войну. Как попал в окружение, прорывался к своим, но был взят в плен. Когда пленных погрузили в вагоны для отправки в Германию, бежал, плутал по лесам, больше года скитался, время от времени находя приют на хуторах в Прибалтике. И все-таки дождался освобождения!